search
main
0

Драгметалл Медали сейчас не получают, их “делают”

Есть такой старый анекдот времен “развитого социализма”.
У доярки-ударницы берут интервью.
Корреспондент: “Ваши коровы в среднем дают по 7 тонн молока в год. А можно получать по 8 тонн?”
Доярка: “Можно”.
Корреспондент: “А по 9 тонн?”
Доярка: “Можно”.
Корреспондент (в запале): “А по 10?!”
Доярка: “Можно, но это уже совсем одна вода будет”.

Анекдот этот вспомнился мне во время бала московских выпускников – медалистов 2000 года, когда более четырех тысяч вчерашних школьников получали награды за отличную учебу, за свой тяжелый труд на протяжении 11 лет. И это прекрасно. Но ведь получается, что в среднем каждая московская школа в этому году выпустила три медалиста. Много это или мало? Сколько может быть медалистов в одной школе? Безусловно, какие-либо нормативы тут были бы неуместны. Но все-таки, опираясь на здравый смысл? Один? Два? Десять? Каждый год? Раз в несколько лет? В этом году некоторые школы умудрялись выпускать по 10-15 медалистов, причем большинство из них были “золотыми”. Ладно, предположим, что в одну очень сильную школу или гимназию собрались из всех соседних самые сильные ученики. Но ведь соседние школы тоже выпустили медалистов, конечно, меньше, но все же. Откуда их столько?
В разговоре с любым учителем, имеющим достаточный опыт работы, вы всегда услышите сетования на то, что общий уровень подготовленности выпускников продолжает снижаться. А количество медалистов продолжает неуклонно возрастать. Почему? С самими медалистами все понятно, медаль – это шанс сдавать в институт только один экзамен. Получил “отлично”, и ты – студент. А школе-то зачем? Да и как их получают, эти медали?
Вообще-то медали сейчас не получают, их “делают”. Когда я впервые несколько лет назад на совещании завучей услышал фразу: “Я в прошлом году три медали сделала”, меня слегка покоробило, а теперь ничего, привык. И действительно, получение медали больше зависит от доброй воли учителей и администрации школы, чем от самого ученика. Если я вовремя не оформлю кучу бумажек и не представлю их в положенный срок в вышестоящую инстанцию, если я не “вылижу”, как корова новорожденного теленка, медальный журнал, если я его не “сдам” – медали не будет, даже если на нее претендуют Ломоносов с Эйнштейном, вместе взятые. Что такое “медальный журнал”? Это журналы за X и XI классы, где числился данный ученик. Что такое сдать медальный журнал? Это сизифов труд, это плач Ярославны из “Слова о полку Игореве”, это… Это надо испытать самому. В медальном журнале не должно быть исправлений, подтирок, точек, темы уроков и домашние задания должны быть вписаны полностью и аккуратно, по предметам должно быть не менее определенного числа сочинений и контрольных работ (кстати, их количество часто отличается от требований программы), журнал должен быть чист, цел и невредим. Но ведь журнал целый год ходил по рукам, как легкомысленная путана, и вид у него соответствующий! В экстренных случаях, когда вид журнала просто непотребный, его переписывают набело, что является серьезным должностным нарушением. Сравните труд медалиста – написать сочинение и труд завуча – написать журнал с бумагами. Теперь, надеюсь, понятно, чья заслуга больше? Впрочем, если откровенно говорить о сочинениях медалистов, то чье там на самом деле авторство, это большой вопрос. Иногда медальные сочинения одной школы из года в год удивительно сходны стилистически, чувствуется твердая рука специалиста. То же и с контрольной по математике. Я уж не говорю о тех усилиях, которые приложила школа за эти годы, чтобы у медалиста получились одни пятерки. Сколько раз хотелось плюнуть и сказать: “Если тебе медаль не нужна, то я за что мучаюсь?”
Теперь, я думаю, понятно, что медаль – в первую очередь огромный труд школы, а потом уже заслуга ученика.
И вот ту самую медаль, за которую в школе было пролито столько пота, истрепано столько нервов, эту самую, золотую или серебряную, практически ни один институт признавать не желает. Нет, конечно, официально ее никто не оспаривает, но в 90% случаев абитуриент-медалист на первом экзамене “отлично” не получает. Да, сдавать экзамены вне стен родной школы, которые, как известно, помогают (вместе с учителями), гораздо труднее, это сильнейший стресс, абитуриент волнуется, теряется. Но только ли в этом дело? В этом году из 2760 медалистов, абитуриентов МГУ, “отлично” получили только 249 человек. А остальные что, переволновались? Доходит до абсурда: в некоторых школах, аккредитованных при институтах, сдается так называемый “единый” экзамен, являющийся одновременно выпускным для школы и вступительным в вуз. Первый экзамен – всегда сочинение. Если дело касается претендента на медаль, то оригинал его работы подается в городскую медальную комиссию, а в институт – ксерокопия. Так вот, часто медальная комиссия ставит 5/5, а институт – 4. Что это? Запредельные требования? Приступ вредности? По словам самих преподавателей вузов, отношение к медалистам предвзятое, и причин тут несколько. Первая. За последние 5-7 лет наблюдается устойчивый рост числа медалистов. Вторая. Число медалистов, блестяще сдающих первый экзамен, за последние 10 лет не изменилось, но на фоне роста общей численности средний уровень подготовки медалиста снижается. Третья. Медалистов становится так много, что в некоторых вузах появился уже конкурс среди медалистов: на одно бюджетное место претендуют 2-3 медалиста. Вузы вынуждены автоматически занижать им оценки на первом экзамене, чтобы выяснить, кто из них имеет лучшую подготовку, а также дать шанс на поступление “простым смертным”.
Впрочем, если отбросить обтекаемые формулировки, смысл высказываний преподавателей вузов сводится к следующему: “Подавляющее большинство медалей – липа”. Им просто не верят. Не верят в то, что медаль настоящая, что золото не “самоварное”, что медаль эту заработал сам ученик своим талантом и упорством, а не “сделали” ему учителя с администрацией и родителями, вкладывающими в этот процесс иногда немалые деньги.
Вопрос качества медалистов возник не вчера. В этом году были приняты “драконовские” меры. Письменные работы медалистов уже через час после окончания экзамена должны были быть представлены в окружное управление, а через два часа – в городское. Их проверяла независимая городская комиссия. И что? Да ничего. Медалистов стало еще больше. Поверьте, если школа захочет сделать медаль, она всегда найдет возможность этого добиться.
Но школе-то зачем это нужно? Деньги родителей? Не такие уж они большие, чтобы из-за них мучиться. На первый взгляд это только дополнительная, и немалая, морока, зарплату за это не прибавят, грамоту и ту не дадут. Но это только на первый взгляд.
Если приглядеться повнимательнее, то можно заметить, что начало роста числа медалистов практически совпадает со временем демографического спада – началом 90-х годов. Если быть точным, через некоторое время после того, как в России рухнул уровень рождаемости, начался медленный, но верный рост числа медалистов. Сначала робко, а потом регулярно медалистов начали давать школы, для которых это явление раньше было вообще не характерно, за ними школы, традиционно выпускавшие одного-двух медалистов в год, принялись “наращивать производство”. И вот уже идет некое неофициальное соревнование: кто больше? Почему этого не было лет 15 назад?
Дело в том, что за эти годы ситуация кардинально изменилась. Какие были главные проблемы большинства школ 10-15 лет назад? Если не говорить о зарплате, то это были избыток учеников и нехватка учителей. А теперь? Учителей уже избыток, а вот про учеников это можно сказать не всегда. Учеников все меньше, и перспективы тут далеко не обнадеживающие. Некоторым школам впору закрываться, они не могут набрать даже одного первого класса – 10-12 “первачков” – и все. Число учителей начальной школы в них сократилось до 4 – 5 человек. Таким школам приходится набирать по 8-9 десятых классов, собирая туда всех, от кого поспешили избавиться более благополучные школы. Но их еще надо как-то завлечь.
Между школами давно уже идет борьба не за какие-то мифические показатели, а за саму возможность работать. И если одни школы при этом повышают качество своей продукции, то другие больше уповают на рекламу. Что-то вроде: “Сегодня вам невероятно повезло, наша фирма проводит рекламную акцию, и вы можете практически даром поучить…” Идет борьба за учеников. За учеников вообще, а за хороших тем более, ведь за ними потянутся и остальные. Чем можно привлечь способных ребят? Реальной возможностью получения медали, а значит, льгот при поступлении в вуз. Вот и стараются некоторые школы, а другие, чтобы не выглядеть безнадежно отстающими, вынуждены тянуться за ними. А в результате вместо молока – одна вода.
В принципе наличие конкуренции между школами – это здоровый признак. Именно конкурентная борьба подталкивает школы к постоянному повышению уровня преподавания, к расширению разнообразия образовательных услуг, к вариативности в обучении, к созданию системы школа – вуз. Но эта же конкуренция подталкивает и к недобросовестной рекламе. Некоторые школы сегодня заявляют о сотрудничестве с десятком вузов, о чем эти вузы и не догадываются, о наличии различных специализированных классов, вся специализация которых заключена в названии, о массе модных преподаваемых предметов, оказывающихся виртуальными… Вот и медали, как это ни обидно, порой выполняют роль такой рекламы.
…Конечно, можно отменить медаль вообще и учитывать средний балл аттестата. Подобный опыт уже имел место в 70-х годах. Но может быть, лучше ввести явление в его законные рамки? Ведь привлекательна не сама медаль, а те льготы, которые она предоставляет. Так давайте отменим эти льготы де-юре, ведь де-факто их давно отменили сами вузы, а право награждать целиком и полностью передадим школам. В конце концов им виднее, кто заслуживает награду (но не льготы), а кто нет.
Василий ВАШКОВ,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе 1004-й средней школы
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте