Научно-практическая конференция «На пути к здоровой и безопасной школе: приоритеты качества образования. Взгляд врача и педагога» состоялась в рамках XII Всероссийского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения». Традиционно на ее секционные заседания зарегистрировалось много участников, но главной особенностью нынешней конференции стало то, что прошла она в онлайн-формате. Возможно, поэтому ключевой темой панельной дискуссии стало дистанционное обучение, его возможности и риски.
Как заметила, открывая дискуссионную площадку, доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный педиатр Минздрава России в СЗФО, главный внештатный детский специалист Минздрава России по медицинской помощи в образовательных организациях СЗФО, профессор Института высоких медицинских технологий Санкт-Петербургского государственного университета Елена Булатова, во время пандемии мир опрокинулся в виртуальное пространство, но категории «хорошо» или «плохо» в этой ситуации неприемлемы. Должно еще пройти время для осмысления последствий жизни в дистанте, обучения с помощью гаджетов. Правда, уже понятно, что есть в этой данности и минусы, и плюсы. Например, из положительного – исчезла территориальная дистанция, люди могут общаться, находясь за тысячи километров друг от друга.
В то же время с точки зрения эффективности обучения детей у электронных устройств есть минус. Елена Булатова привела в пример исследование американских ученых, когда двум группам детей давали одинаковое задание: прочесть историю и пересказать ее своими словами максимально близко к источнику. Различие было только в том, что одна группа детей читала текст в книге, а другая – в гаджете. В результате оказалось, что «книжные» дети запомнили и пересказали текст гораздо лучше «гаджетизированных». Среди многих факторов успешного усвоения содержания текста дети выделили его пространственное расположение на странице книги.
Данное исследование, по словам Елены Булатовой, лишний раз доказало, как не правы те, кто прочит забвение книге, однако важно понимать, что в сегодняшнем мире все больше информации дети будут получать из виртуального мира. А какой будет эта информация и как ее нужно применять, этому должен учить педагог.
К слову, многие эксперты из числа учителей-практиков согласились с тем, что дистант был «снегом на голову» только первые две недели самоизоляции, а затем система образования продемонстрировала чудеса гибкости, мобильности и быстрой обучаемости. Большинство учителей освоили новые способы подачи материала, да и ученики с энтузиазмом отнеслись к непривычным форматам. К примеру, Татьяна Федорова, методист школы №653 Калининского района, рассказала, что дистант позволил начать более свободно общаться замкнутым детям. Если раньше в классе ребята не подошли бы к учителю, то в чате или по электронной почте они не боялись задавать вопросы, высказывать свое мнение. Ребятам также понравилась технология видеоуроков. Они отметили эту форму как очень удобную, когда можно пересмотреть урок в записи, вернуться к сложной теме и т. д. Также школьники признались, что во время дистанта у них появилось несколько новых хобби, увлечений, интерес в других областях. Кроме того, педагог подметила удивительную особенность: в электронной переписке дети показали себя грамотными и культурными людьми. Правильно формулировали вопросы, вежливо благодарили за интересный видеоурок и т. п.
Свой опрос относительно использования цифровых технологий во время обучения провели и в пожарно-спасательном колледже «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей». Аналитик колледжа Станислав Боголепов пояснил, что на вопросы анкеты ответили и преподаватели, и студенты, и родители. Примечательно, что самым большим плюсом дистанта респонденты посчитали минимальный риск заражения коронавирусом. Также в лидерах гибкий график учебы и возможность питаться дома. Но то, что пришлось учиться и работать удаленно, авторы ответов посчитали скорее недостатком, чем преимуществом. И педагоги, и ученики, и родители по-прежнему считают, что живое общение с учителем – это главное, что должно быть в образовательном процессе. Как есть понятие «образовательная среда», так есть и понятие «среда учителя», когда человека хочется слушать, с ним хочется говорить, ему хочется подражать. Виртуальный мир это воспроизвести не может.
В чате участников конференции эту мысль тоже поддержали. Как написали коллеги, элементы дистанционной формы работы обязательно будут присутствовать в образовании будущего. Если грамотно дозировать дистант, то это только разнообразит и адаптирует процесс, позволяет подобрать варианты для каждого ребенка, учитывая все его особенности, снимает напряжение и стресс у тех детей, для кого труден сам процесс обучения. Но в то же время дистант для младшеклассников сродни катастрофе. Им темы и задания должен объяснять профессионал, а не родитель. Иначе получается, как с лечением по телевизору: вот вам диагноз, остальное узнаете из Интернета. Кроме того, еще один красноречивый минус дистанта, касающийся здоровья детей и педагогов, заключается в том, что от напряженной работы с дисплеем гаджета снижается зрение. Некоторые родители сообщили в чате, что после удаленной учебы их детям пришлось выписывать очки.
Все эксперты согласились с тем, что комбинированные форматы обучения теперь останутся в школе, цифровые технологии должны стать не помехой, а инструментом во благо.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии