search
main
0

Доживем ли до понедельника? “Русский крест”: причины кроются в школе

Нужна государственная политика!
Да, современная система образования антиприродосообразна, антинаучна, антинациональна, безответственна по отношению к детям и фактически бесконтрольна со стороны общества, т.е. родителей6. Это и привело в конечном итоге к разрушению действовавшего в течение тысячелетий природосообразного механизма воспроизводства новых поколений, к угасанию жизнеспособности и к вырождению народа. А на рубеже веков этот процесс принял уже обвальный характер. И только осознание внутренних законов, на основе которых развернулась данная эпидемия деградации и вымирания, а также скорейшая мобилизация всех сил общества на ее преодоление могут дать нам спасительный шанс.
Конечно, идеальным условием для такой мобилизации была бы соответствующая этой цели целостная, последовательная и ответственная государственная политика, проводимая Правительством России. Для этого необходимо:
1. Вынести на широкое общественное обсуждение проблему угасания жизнеспособности нации и причин нездоровья возрастающих поколений России. Поставить эту проблему как межведомственную перед Правительством России, министерствами образования и здравоохранения, Советом безопасности, силовыми ведомствами, Государственной Думой и Советом Федерации. Провести анализ динамики ситуации со здоровьем детей и подростков за последние 40 лет в каждом регионе и по России в целом.
2. Сформулировать социальный заказ родителей (общества) системе образования (государству) на воспитание здоровой, гармонично развитой личности – заказ, подкрепленный принятием закона об аттестате на зрелость личности.
3. Ввести в обязательную практику органов образования открытые гласные конкурсы на разработку и принятие образовательных программ на всех уровнях (от городского до федерального).
4. Обеспечить неотложное внедрение в детские сады и школы России природосообразных здравоохранительных технологий, а также законодательно оформить ответственность образовательных учреждений и системы образования в целом за состояние здоровья возрастающих поколений России.
5. Выработать механизм ответственности образовательных учреждений и системы образования в целом за результаты своей деятельности, выработать критерии оценки их работы. Сделать духовно-нравственное, интеллектуально-творческое, психическое и телесно-физическое здоровье детей главным критерием оценки деятельности детских садов и школ, а динамику демографической ситуации в стране – главным критерием оценки деятельности властных структур всех уровней – от руководства муниципальных районов до правительства и президента.
6. Для того чтобы декларированный в Законе РФ “Об образовании” “государственно-общественный характер управления образованием” мог воплотиться в жизнь, необходима самоорганизация родительской общественности снизу доверху. Способом такой самоорганизации должны стать родительские собрания всех уровней, выбирающие полномочные родительские советы всех уровней (с обязательным статусом юридического лица), которые помогали бы системе образования и одновременно осуществляли бы контрольные функции за результатами деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием и властных структур по критериям, упомянутым в п.5.
7. Принять самые жесткие меры по прекращению в СМИ вакханалии пропаганды насилия, секса, безнравственности, атрибутов нездорового образа жизни (алкоголь, табак и т.п.), и прочего, оказывающего разрушающее воздействие на психику и нравственное здоровье детей, подростков и молодежи, – вплоть до принятия государственного закона, запрещающего указанные явления и объявляющего их государственными преступлениями.
Однако нужно отдавать себе ясный отчет, что нынешняя верховная власть России проводить такую политику не будет – об этом говорит ее преступное бездействие на протяжении последних лет. Но власть – это еще не вся Россия. И даже в наше смутное время имеются прецеденты, говорящие о том, что шанс на спасение у нас все же есть.
Познакомившись несколько лет назад с разработками лаборатории В.Ф.Базарного, я почему-то был с самого начала убежден в том, что их уникальные технологии рано или поздно будут востребованы обществом не только в России, но и в других странах, поскольку трагедия вырождения затронула все народы, живущие в современной цивилизации. Уже сегодня доктору Базарному поступают предложения о сотрудничестве из Англии, Канады, Финляндии, Италии и ряда других стран, общественность которых осознала всю трагичность ситуации со здоровьем детей и подростков. И все-таки впервые массовое внедрение здравоохранительных технологий (пока еще не на общегосударственном, а лишь на региональном уровне) стало осуществляться именно в России.
Началось это в Республике Коми, где нашлась талантливая женщина-организатор, глубоко любящая детей и страдающая за них, – Р.С.Ермакова. По инициативе Минобразования Коми девять лет назад была принята экспериментальная программа, в соответствии с которой планировалось внедрить в 36 школах и детских садах республики здравоохранительные технологии. Но инициатива снизу, прежде всего со стороны родителей, оказалась настолько мощной, что за девять лет они были внедрены почти в 500 образовательных учреждениях. И все попытки высокопоставленных чиновников и многочисленных проверочных комиссий (в том числе из Москвы) закрыть экспериментальную программу потерпели крах: на защиту программы встали родители и педагоги. Полученные в Коми результаты показали, что даже при той же самой экологической, экономической и социальной обстановке можно радикально улучшить ситуацию с физическим, психическим и духовно-нравственным здоровьем детей на уровне отдельного региона уже за несколько лет.
Однако опыт внедрения здравоохранительных технологий в Коми имеет не только положительные, но и отрицательные моменты. Анализ развертывания программы в течение девяти лет позволил выявить ошибки и принципиальные сложности и преграды на пути ее реализации.
Во-первых, это отсутствие широкого информационного поля, позволяющего широким массам родителей и педагогов ознакомиться с проблемой и путями ее решения, отсутствие поддержки программы в СМИ: почти не было публикаций в прессе и передач на республиканском телевидении “Коми-Гор”.
Во-вторых, изначальное отсутствие целостности при внедрении системы здравоохранительных технологий: внедрены лишь отдельные элементы системы, в отдельных образовательных учреждениях, а зачастую и в отдельных классах, на энтузиазме родителей и педагогов за счет инициативы “снизу” и на личных связях директоров школ и детских садов с лабораторией В.Ф.Базарного. Отсутствие единой целостной политики было обусловлено тем, что:
– не был сформулирован социальный заказ общества системе образования, а значит, не было и четких критериев оценки результатов;
– не был выстроен эффективный межведомственный механизм управления реализацией программы (Минздрав вообще не захотел вовлекаться в программу и отвечать за ее результаты как участник);
– не удалось выстроить систему всеобщего контроля за развитием детей, а также ввести механизм ответственности министерств образования и здравоохранения за состояние здоровья детей, поэтому не удалось выйти за рамки эксперимента и сформировать целостную государственную политику воспитания здоровых поколений.
Более того, возник механизм торможения программы со стороны чиновников и медиков, имели место даже саботаж и вредительство со стороны Минздрава. Так, например, валеологи, получив “добро” от Минздрава, ходили и до сих пор ходят по школам и требуют, чтобы убрали конторки и офтальмотренажеры, распускают ложные слухи о якобы неэффективности и даже вредности здравоохранительных технологий. Имеют место даже и фальсификации результатов эксперимента (подтасовки данных, подлоги), и целенаправленная дискредитация в глазах общественности самой системы Базарного. А тех немногих медиков, которые поддержали систему Базарного, уже сняли с их должностей.
Именно поэтому, учитывая отрицательный опыт и ошибки, допущенные в Коми, в Ставропольском крае и был объявлен конкурс на разработку целевой социально-образовательной программы.
Цель конкурса – поиск научно-практической основы для формирования целостной государственной политики воспитания здоровых подрастающих поколений, создание условий для сохранения и укрепления телесно-физического, психического, нравственного и интеллектуально-творческого здоровья детей в образовательном процессе. Представленные на конкурс проекты программ7 должны были содержать:
– новую концептуальную платформу строительства отечественной школы;
– природосообразную методологическую систему воспитания здоровых детей;
– многолетний опыт внедрения здравоохранительных технологий воспитания и обучения – недорогих, эффективных и легко тиражируемых;
– организационно-управленческий механизм внедрения;
– практическую реализуемость и надежные критерии оценки положительных результатов.
Победившая на конкурсе программа В.Ф.Базарного была не только единственной, которая соответствовала всем этим требованиям. В ней был предложен принципиально новый управленческий подход, включающий в себя социальный заказ родителей образовательным учреждениям на воспитание зрелой Личности выпускника, а также механизм ответственности системы образования за результаты своей деятельности.
А 10 октября 2000 года в Ставрополе произошло еще одно удивительное событие, которое без всякого сомнения войдет в историю России, – краевое родительское собрание. На нем присутствовали 800 делегатов – родителей и педагогов, причем родители составляли подавляющее большинство – почти 600 человек8. Собрание приняло документ, в котором победившая на конкурсе программа Базарного стала социальным заказом родительской общественности губернатору и правительству Ставропольского края, а главным критерием оценки деятельности школы, а также администраций городов, районов и края в целом предложено считать здоровье детей.
Будем надеяться, что опыт Коми и инициатива Ставрополья – это только первые ласточки, предвещающие приход педагогической весны, которая растопит лед общественного и государственного равнодушия к судьбам возрастающих поколений России. Но это станет возможным лишь в том случае, если мы с вами – педагоги и родители – не будем сидеть сложа руки и ждать, что добрые дяди и тети придут “сверху” и все за нас сделают.

Владимир ГОРЯЧЕВ
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте