Печально я гляжу на наше поколенье…
Почти семьдесят лет жизни – срок довольно большой, позволяющий здраво оценивать действительность и уж наверняка иметь собственное мнение, как жить дальше. Человек, живущий на земле, способен точно определить, что и как делать здесь и сейчас, не полагаясь на обещания властей предержащих. Я ни разу не встречал чиновника, который бы искренне был озабочен нуждами простого народа, так было в советское время, ничего не изменилось и сейчас, если не считать многократно возросшего цинизма. Да бог с ними, с чиновниками, у них своя жизнь, а у нас своя, а потому именно мы сами должны ее всячески менять к лучшему, исправляя ошибки и перегибы власти.
Мой педагогический стаж более пятидесяти лет, я пришел в школу пионервожатым в 1969 году, окончил вуз, вел физкультуру в школе-интернате, водил детей в походы, сохранил отношения с бывшими воспитанниками до сего дня, защитил кандидатскую диссертацию, подготовил к защите докторскую, вырастил сына, построил дом, посадил дерево и т. д. Казалось бы, живи спокойно в свое удовольствие, глядя на озеро, выращивай клубнику, колеси на мотоцикле «Урал» с коляской или внедорожнике по лесу, ходи под парусом или на катере – не жизнь, а мечта!
Я все это пишу не для саморекламы, а для того, чтобы было понятно: я самодостаточный человек, не ставящий задачу обогатиться или войти во власть (что, на мой взгляд, одно и то же). В соответствии со своим советским воспитанием я просто хочу быть полезным стране и ее самым обычным людям, воспитывающим детей в наше непростое время.
Выйдя на пенсию, я переехал «на доживание» (так официально называется этот период жизни) в город Осташков Тверской области, построил на берегу озера Селигер домик, назвав его «Дом путешественника», разместил на одной из его стен своеобразный пантеон славы педагогов-путешественников (16 памятных плит). Летом на инициативных условиях самоорганизации и самообеспечения собираемся на берегу озера вместе со своими детьми, многодетными семьями, друзьями-товарищами, живем на природе, выполняя функции добровольных охранников заповедных лесов и береговой зоны. В этом году намерены оборудовать пешеходный маршрут по линии обороны на Селигере и повесить на оставшихся с тех лет дзотах памятные знаки – внести свой вклад в сохранение памяти о Великой Победе.
Весной прошлого года добились выделения местному колледжу 25 бюджетных мест для подготовки специалистов среднего звена по туризму, однако директор колледжа завалила прием (ей и так хорошо живется, зачем головная боль). Сейчас директора образовательных учреждений – это особая каста сродни главврачам, выписывающим себе громадные зарплаты и оставляющим крохи сотрудникам. Самое интересное, что жадность не имеет границ. В любом образовательном учреждении (могу думать, что и в медицинском тоже) легко обнаружить так называемых подснежников – фиктивных сотрудников, на которых выписывается зарплата для повышения оплаты труда руководства. Это повсеместно и всем известно, вот так мы и живем.
Как же воспитывать новое поколение школе, лишенной функции воспитания, с бесправными педагогами, не защищенными ни от детского насилия, ни от родительского гнева? При этом надо понимать, что сегодняшние родители – это выпускники постсоветской школы, то есть поколение потребителей. В Москве – не знаю, а вот в российской глубинке еще не все потеряно. Здесь нет школ-монстров, а директор по-прежнему знает всех учителей и учащихся. Труднее с чиновниками от образования. Вот они, что в Москве, что в Осташкове, что в Твери, одинаковые. Профессионалов почти нет, вертикаль власти жесточайшая, карьеризм зашкаливает.
Вот и приходится снова вступать в бой старой гвардии, воспитанной на идеалах добра, справедливости и преданности Отечеству. Что можно сделать в маленьком Осташкове? Для начала реорганизовать местный колледж, пересмотреть перечень профессий и специальностей исходя из местных потребностей. Затем открыть дополнительный факультет (на первых порах очно-заочный) для подготовки специалистов высшего звена для педагогической, туристской и природоохранной сфер. В перспективе открыть новую специальность егеря-полицейского для охраны лесных угодий на законных правовых основаниях. Кроме того, планируется создание молодежного кластера на базе колледжа-вуза. Для этого все есть – здание закрытого финансового колледжа, общежития, преподавательский состав, невостребованная молодежь, нацеленная на обучение и будущее жизнеустройство в Москве и Питере. Нужны только воля и распоряжения региональной и местной власти.
Но им ничего не нужно. Поэтому через несколько лет придет в негодность здание закрытого финансового колледжа, как уже развалилось здание механического колледжа. Здания общежитий переведут в частную собственность и будут использовать как гостиницы. И все это на глазах местных жителей, потерявших всякое доверие и уважение к власти.
Как все реализовать практически, совершенно ясно и понятно, готов все сделать сам со своей молодой командой, но как заставить власть выполнять свою прямую функцию и указания Президента России, прозвучавшие в Послании Федеральному Собранию 15 января сего года, не знаю! И похоже, на этот вопрос ответ так и не прозвучит, если сегодняшние изменения в управлении государством сродни ситуации, описанной дедушкой Крыловым в басне «Квартет».
Александр МИНДЕЛЬ, заслуженный путешественник России, член рабочей группы Координационного совета по развитию туризма в РФ
Комментарии