В каждом ухе было у них по слуховому аппарату, к которому, как выяснилось, они настолько со временем привыкают, что даже спят с ним. Живые, проницательные глаза четырехлетних девочек изучали меня, незнакомого человека, с недетским вниманием.
В это учреждение приходят дети как с частичным, так и полным нарушением слуха. Одни из них могут догадаться о произнесенном тобою слове уже по первому слогу, если он прозвучит в их слуховом аппарате, другие читают по губам.
Правда, эти девочки и мальчики вовсе не показались мне замкнутыми и несчастными. Причина – они осознают свою особенность позже, ближе к школе. И тогда родителям будут заданы “ужасные” вопросы: “Ну почему я не такой, как все?”.
По статистике, каждая третья семья, где есть ребенок-инвалид, покинута отцом – кормильцем: мужчины не выносят морального обязательства – каждый свой день подстраивать под “чужие” потребности, потребности родных чад. А если в семье двое глухих детей? В эту школу приходят и такие ребята.
Но чем вызвана глухота? Я задала себе этот вопрос, пожалуй, из протеста к болезни. Когда узнала, что процент глухих детей год от года растет, а глухоте довольно часто сопутствуют еще и болезни глаз. Ну, в шестидесяти процентах случаев детскую инвалидность вызывают психоневрологические заболевания, в двадцати процентах – болезни внутренних органов, до десяти – опорно-двигательного аппарата… А почему в семнадцати – глухота и болезни глаз?
Виновата экология, но виноваты и …врачи вместе с родителями! Оказывается, в шестидесяти-восьмидесяти процентах ситуаций инвалидность детей – тяжелое протекание беременности матери и тяжелые роды. То есть наладьте достойный медицинский уход за материями, и заметно снизится количество несчастных. Глухоту можно определить уже на пятый день после рождения ребенка. Ну так и определяли бы! Ведь чем раньше начнешь развивать ребенка, тем легче будет ему потом в жизни. Но в реальности не только врачи могут не замечать тугоухости малыша, но и родные папа с мамой. По экспертным данным, 4,5% от обучающихся в средней школе детей – это нераспознанные инвалиды. А запоздалое лечение не всегда бывает эффективно.
Трудно жить детям-инвалидам. Трудно по многим причинам. Стоимость отечественного слухового аппарата, например, три-четыре тысячи рублей. А более точного, цифрового – пятьдесят тысяч рублей. До того как в Нижневартовске открылась школа для глухих, родители отправляли их на девять учебных месяцев в интернат на юг Тюменской области. Это двое суток поездом: сначала до Тюмени, а там пересадка, и далее до Ишима. Плакали все: дети, оторванные от матерей; родители, которые даже за лето не успевали наладить контакт с больными детьми. И “выплакали” в Нижневартовске специализированную школу N 37. Открылась она в 95-м году на базе детского сада. В этих стенах дети даже веселее, чем дома. Именно потому, что им здесь есть чем заняться. Среда образующая и развивающая. Ребята прибывают сюда в два года и здесь же заканчивают одиннадцатый класс. Было уже шесть выпусков. Но сурдологи разработали программу приема детей с одного года. Ведь зачастую именно годовалые теряют слух – в результате перенесенных инфекционных заболеваний. Нос, ухо, горло, головной мозг тесно связаны. Можно зрение потерять из-за непролеченного насморка, а можно оглохнуть из-за ангины.
Работа над каждым звуком – процесс трудоемкий, растянутый на месяцы. Потому что к начальной школе такие дети должны овладеть лишь семнадцатью звуками: гласными и согласными. Распознавать их на слух и произносить.
Меня подвели к одному столу и показали наушники и микрофон. Сурдолог с глазу на глаз общается с каждым из 78 детей. И это просто здорово, что городское начальство Нижневартовска приобрело для школ компьютеры и специальную программу “Видимая речь”, которая помогает ребенку самому проследить за правильностью произношения.
Но приходится заниматься и с простыми материалами – бумагой, например. Каждый ребенок имеет собственную папочку, в которой хранит бумажки со словами, которые представляют собой его словарный запас. Им рано приходится овладевать техникой чтения – с четырех лет. И хотя бы в этом они имеют преимущество перед здоровыми детьми. Трудолюбие этих ребят поражает. Речь – мостик между их миром, страной глухих, и нормальной жизнью. И они любят разговаривать. Тоже ведь носители русского языка! Но речь не поддастся без переводчика, который соотносит набор звуков и предметов в мире вокруг. Поэтому им трудно овладевать и русской литературной классикой. Как рассказать им, что значат слова, передающие оттенки цвета в природе, шорох ветра, звуки грозы?
Я раскрыла учебник по развитию речи. (Всего классов в начальной школе четыре). А там стихотворение. Я спросила Светлану Михайловну Болотину, которая привела меня в книгохранилище при школьной библиотеке: “Ваши ребята пишут стихи?” Она покачала головой. Не в состоянии. Но зато читают: “Дождик песенку поет: кап-кап. Только кто ее поймет: кап-кап? Не поймем ни я, ни ты. Но поймут ее цветы. И весенняя листва, и зеленая трава”… Они никогда не слышали этого “кап-кап”.
А Светлана Михайловна, незаметно вздохнув, спокойно рассказывает мне, что дети не знают, как относиться к поэзии. И она рассказывает им, что ею надо восхищаться. Да. Потому что во всем остальном, кроме слуха, они нормальные люди.
Хорошо, что в 2000 году вышло письмо Министерства здравоохранения РФ, в котором говорилось: глухих детей следует приводить в специализированные детские сады хотя б на несколько часов в день, но ежедневно – дабы с ними занимались постановкой речи.
Отдельные звуки постепенно сменяются слогами, потом словами, словосочетаниями, и лишь после этого… В начальной четырехлетней школе с ними еще занимаются по облегченной программе. Например, в изложении дают не сто сорок, а всего шестьдесят слов. Однако именно в начальной надо научиться пересказывать тексты. С помощью специального дневника, где они рисуют свой день и свои занятия, расширить словарный запас. А после пятого класса им вовсю дают почувствовать: “Вы обычные!”. Только вот устроиться на учебу и работу им трудновато.
В этом году администрация города уговорила руководство нефтяного техникума взять на учебу выпускницу 37-й. Одаренная девочка, читает по губам. Выделили даже сурдолога, который в качестве переводчика поможет ей сдать зачеты, записать лекции. Сурдопереводчик сопровождает и выпускников – юношей, которые учатся в ПТУ. Увы! Нет законодательного акта, сетовала Валентина Александровна, который бы на сто процентов обеспечивал работой глухих. Вот один такой мальчик, экономист, прекрасно учился и проходил практику, а когда дело коснулось устройства на постоянную работу… И опять пришлось приложить громадные усилия и директору школы Валентине Александровне Палишко и администрации города, чтобы уравнять в правах этого молодого человека и других людей, называющих себя нормальными.
22 дошкольника в 37-й. Они складывали из мозаики картинку, когда мы вошли, каждый свою, под присмотром воспитателей. Глаза у них точны. Дети хорошо лепят, делают аппликации, рисуют, вышивают. Кстати… Вышивание укрощает строптивый характер. А среди глухих тоже есть агрессивные. И тогда их сажают на диван и просят взять в руки материю и иглу. И хвалят. Похвала тоже усмиряет. Девочки учатся шить на прекрасных современных машинах, мальчики работают за верстаками. “Спасибо городу, спасибо городу!” – то и дело слышала я от Валентины Александровны. И есть за что. Недавно купили всем 78 ребятам цифровые слуховые аппараты. Они чем выгодны? Точнее передают звуки и меньше нуждаются в подгонке и ремонте, чем наши, тоже недешевые, скажем. А ведь пока не было этих цифровых, родителям то и дело приходилось вылетать в Москву – к мастерам-наладчикам. Дорогое это удовольствие – болезнь человеческая.
Ирина РЕПЬЕВА
Нижневартовск
Комментарии