Каждый летний отдых учителя бывает омрачен гнетущими думами о том, как бы эдак умело, предельно разумно распределить свои отпускные, чтобы их хватило до первой половины октября. Прямо скажем, мудрено растянуть сумму где-то около двадцати тысяч (тридцать – это максимум) на 3 месяца. А если уж ты задумал как-то разнообразить свой отдых и поехал на море, например, то в августе уже экономишь на всем вплоть до маршрутки. А весь сентябрь с ужасом подсчитываешь долги, надеясь, что хоть что-то останется от будущей зарплаты.
В нынешнем учебном году всем моим коллегам этой зарплаты пришлось ждать довольно долго.
Вначале нас поставили перед фактом, что теперь все мы будем получать свои деньги через банкомат благодаря заботе Московского индустриального банка и нашего правительства. За нас решили, что нам так лучше, как в той поговорке: «Без меня меня женили». Потом чуть ли не в приказном порядке испросили нашего добровольного согласия. Но я думаю, что коль решено сверху, что мы свои зарплаты должны получать через банк, то предоставьте право выбора нам. Почему мы, к примеру, не можем получать свою зарплату через Сбербанк России? Почему в роли безропотных овечек опять выступают учителя?
От этих вопросов, замешанных на обиде и обильно посыпанных солью унижения, воздух густеет в стенах школы.
И вот после всей бумажной волокиты учителя только в конце октября получили долгожданную зарплату. Дождались, и многие ахнули. Начисленная по новой тарификации зарплата (из расчета один ученико-час на число обучаемых) у многих оказалась ниже на несколько тысяч.
Это еще одна «саркастическая улыбка» реформы образования. Кому нужна такая реформа, которая не улучшает положение учителя в обществе, а унижает его нищенской зарплатой от 3 до 7 тысяч рублей.
Хорошо, если учитель добился стимулирующей надбавки к своей зарплате, а если нет… Тогда получит за целый месяц работы с детьми такой педагог пять-шесть тысяч, имея 13-14-й разряд и 20 лет педагогического стажа за плечами.
А труд учителя высшей категории, имеющего звания и сорокалетний стаж педагогической работы, завоевавшего награды на разных всероссийских конкурсах, был оценен в 7500 (нет, не долларов).
Разве можно прожить на вышеназванные суммы да еще работать творчески, с огоньком? Даже у самых стойких и преданных делу руки опустятся. О каком творчестве может идти речь, если человека постоянно гнетет мысль о том, как прокормить собственных детей, как помочь старикам-родителям? А покупка зимней обуви и верхней одежды для многих учителей становится почти такой же неразрешимой проблемой, как приобретение новой шинели для гоголевского Акакия Акакиевича.
Когда я слышу, что минимальная зарплата по стране уже составляет около 18 тысяч, мне кажется, что мы, учителя Осетии, живем в совершенно другом временном измерении, где-то в государстве времен Елизаветы Петровны, когда пуд муки стоил 12 копеек. Тогда зарплата в 3-4 тысячи – это богатство.
Да, учителя – это самая законопослушная часть населения, самая терпеливая. Но сегодня это терпение уже не достоинство, а предательство. Ну смиримся сегодня, перетерпим завтра. А послезавтра? Мало того что в школе практически нет учителей-мужчин, в нее в скором времени не придут и девушки, которые сейчас проходят практику в нашей и других школах города, а в 2010 году получат дипломы. Разве не видят они, что творится в школе? Если опытные педагоги получают гроши, то что говорить о молодых специалистах?
Для нынешней молодежи пять тысяч – это такие копейки, которые они не согласятся получать и за более спокойную работу, никак не сопоставимую с учительским трудом.
Нестерпимая душевная боль за моих коллег, в глазах которых я вижу обиду, разочарование, заставила меня взяться за перо.
На мой взгляд, каждый учитель должен занимать не «молчалинскую», а активную гражданскую позицию.
Нина КОЗЛОВА, учитель, Владикавказ
Комментарии