search
main
0

Довольных большинство. Плюсы модернизации заметили не только педагоги

2013 год для российского образования получился переходным. Школа перестраивается на выдвигаемые новым Законом «Об образовании в РФ» требования, сталкиваясь с все новыми и новыми трудностями. Каким оказался предыдущий год для системы образования в регионе, рассказывает министр образования Омской области Сергей АЛЕКСЕЕВ.

– Сергей Григорьевич, стало ли учителям труднее работать в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов в школе?- В 2012-2013 учебном году образовательные учреждения приступили к реализации ФГОС основного общего образования – 5-е классы в 117 пилотных школах. На сегодняшний день около 40% школьников обучаются по новым стандартам: это все 1-е, 2-е, 3-и классы и пилотные 4-е, 5-е и 6-е. Наш регион начал работать в этом направлении еще в 2007 году, когда вошел в число субъектов РФ, участвующих в апробации государственных стандартов общего образования второго поколения. Так что переход общеобразовательных учреждений Омской области на ФГОС осуществляется поэтапно. Во всех школах разработаны и утверждены основные образовательные программы, совершенствуется система оценки предметных и метапредметных результатов, продолжается развитие сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений в вопросах организации внеурочной деятельности обучающихся.- 2013 год завершил трехлетний период модернизации системы общего образования Омской области. Что изменилось за это время?- За эти три года из федерального, областного и местного бюджетов было выделено 2114,7 млн рублей. Колоссальная сумма. Это помогло добиться следующих социально-экономических эффектов. Все 796 школ области обновились, но по-разному. 677 школ закупили учебное и учебно-лабораторное оборудование, 780 – учебно-производственное. Все получили новые комплекты компьютерной техники, что позволило в два раза увеличить уровень обеспеченности ею детей. Теперь 1 компьютер приходится на 9 школьников. Пополнены фонды школьных библиотек. 663 школы увеличили количество спортивного инвентаря. Везде, где больше 100 учащихся, созданы необходимые условия для медицинского обслуживания обучающихся. В 741 школе удалось переоборудовать столовые. Закуплено 267 автобусов для организации подвоза обучающихся к месту обучения. В 213 учебных заведениях сделан капитальный ремонт.- А каков, на ваш взгляд, наиболее значимый результат модернизации?- Изменилось отношение к школе, к педагогам. Можно смело говорить о повышении статуса и привлекательности учительской профессии. Модернизация повысила мотивацию работников к улучшению качества труда, сократилось число вакансий, в сферу образования пошли молодые специалисты. В 2012 году мы проводили мониторнг отношения педагогов, обучающихся, родителей к модернизации. В итоге оказалось, что 87 процентов обучающихся и 68 процентов родителей довольны изменениями в школе.- Сергей Григорьевич, а заработная плата педагогов изменилась?- В 2013 году на достижение показателей уровня средней заработной платы педагогических работников в бюджете Омской области были предусмотрены ассигнования в сумме 2448,1 миллиона рублей. Средняя номинально начисленная заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений на 1 ноября 2013 года составила 24076 рублей. По итогам 2013 года ожидалось достижение уровня средней заработной платы педагогических работников: общего образования – 25100 рублей, детских садов – 19200 рублей, учреждений профессионального образования – 20500 рублей, учреждений дополнительного образования – 18825 рублей, учреждений, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, – 20750 рублей. На 2014 год областной бюджет предусматривает увеличение этих показателей,  учителя должны будут получать 28600 рублей, воспитатели – 20902.- И молодежь действительно пошла в школу?- В этом учебном году в образовательные организации Омской области пришли работать около 708 молодых специалистов. По моему мнению, ежегодному стабильному приему молодых педагогов в систему образования области способствует совместная деятельность нашего министерства и муниципальных органов управления образованием. Для привлечения молодых педагогов в образовательные учреждения всех типов работает целый комплекс мероприятий. Осуществляется ежеквартальный мониторинг вакансий по должностям педагогических работников, обеспечены доступность и открытость информации о вакансиях, установлены плановые показатели по приему молодых специалистов для муниципальных систем образования, проводятся информационные встречи с выпускниками учреждений профессионального образования по вопросам трудоустройства и социальной поддержки, созданы условия для профессионального развития молодых педагогов средствами повышения квалификации, аттестации, конкурсов профессионального мастерства. Система социальной поддержки молодых специалистов включает в себя: единовременную денежную выплату на хозяйственное обзаведение в размере 20 тысяч рублей и на строительство или приобретение жилья в размере до 108 тысяч; установление размеров окладов, ставок выше рекомендуемого на 15-50%; социальные выплаты учителям на первоначальный взнос и компенсацию расходов при ипотечном жилищном кредитовании.Система социальной поддержки совершенствуется. На единовременные денежные выплаты молодым специалистам ежегодно направляется более 9000 рублей. В начале этого учебного года утверждена новая редакция положения о денежной выплате в размере от 10 до 50 тысяч рублей молодым педагогам со стажем педагогической деятельности от 3 до 7 лет на профессиональное развитие. Условия и размер денежной выплаты, получаемой молодыми педагогами, в 2013 году поставлены в прямую зависимость от результатов их профессионального развития. Показателен следующий факт: в 2012 году эту выплату, которая тогда составляла 30 тысяч рублей, получили 25 молодых специалистов, а в 2013 году по результатам профессионального развития уже 80 молодых специалистов. Несомненно, молодых специалистов привлекают позитивные процессы в сфере образования, о которых они узнают на встречах с работодателями и в различных информационных материалах.- В 2013 году произошел прорыв в дистанционном образовании Омской области. Что в этом направлении делается сейчас в регионе?- Сегодня дистанционные образовательные технологии актуальны не только в обучении детей-инвалидов, но и других категорий обучающихся, нуждающихся в особых формах организации образования:  это дети, и часто болеющие, и активно вовлеченные в занятия системы дополнительного образования, и обучающиеся малокомплектных школ, и выпускники, готовящиеся к поступлению в вузы, и юные таланты, нуждающиеся в особом отношении и поддержке. В зависимости от потребностей школы области реализуют разные модели дистанционного обучения: внутришкольная или межшкольная; в онлайн- или оффлайн-режиме. Кроме этого в образовательных учреждениях региона дистанционные технологии широко используются и при проведении сетевых образовательных инициатив – дистанционные олимпиады, телекоммуникационные проекты, интернет-конференции.- Сергей Григорьевич, в прошлом году система профессионально-технического образования претерпела весьма существенные изменения. Расскажите о перспективах среднего профессионального образования в регионе.- В последнее время все большее число школьников предпочитают поступление в вуз карьере рабочих. Такая ситуация способствует серьезному дефициту высококвалифицированных специалистов для работы на заводах и других технических предприятиях. Сегодня в системе среднего профессионального образования области 21 профессиональная образовательная организация реализует 2 уровня образования по программам подготовки специалистов и программам подготовки рабочих и служащих. Главной задачей, как и ранее, остается повышение привлекательности среднего профессионального образования, а также востребованности у работодателей их выпускников. В 2013 году отмечен рост абитуриентов, которые отдали предпочтение возможности получить образование в колледже за пару лет и пополнить ряды профессионалов, стремящихся строить карьеру своими руками. Современная система подготовки колледжей Омской области позволяет получать практические знания на базе реальных предприятий. Для настоящей привлекательности среднего профессионального образования необходимо, чтобы абитуриенты Омской области были уверены в том, что работодатели по достоинству смогут оценить их знания и умелые руки. Совместно с руководителями предприятий целесообразно возобновить практику целевой подготовки обучающихся, что позволит свести к минимуму процент безработных среди выпускников и обеспечить выпускникам гарантированное первое рабочее место. При этом наниматель сможет инициировать внесение изменений в учебную программу и влиять на специфику теоретической и практической подготовки будущих работников. Актуальность этой меры продиктована целым рядом факторов, среди которых динамичное изменение ситуации на рынке труда. Заключение между профессиональной образовательной организацией и предприятием договора на обучение строго определенного количества квалифицированных специалистов позволит в будущем избежать необоснованного расходования региональных средств на переподготовку кадров. Мы определили отрасли, для которых будут созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций и учреждения, на базе которых они будут осуществлять деятельность. Центр на базе промышленно-экономического колледжа будет вести подготовку кадров для предприятий нефтехимического комплекса. Центр на базе техникума строительства и лесного хозяйства уже готовит специалистов для строительной, лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслей. В настоящее время ведутся работы по созданию учебно-методической базы этих центров. В ноябре 2013 года Омская область вошла в число победителей конкурсного отбора региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий на поддержку реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования. В рамках реализации данного проекта предусматривается создание в 2014 году центра по подготовке кадров для кластера высокотехнологичных компонентов и систем.ЦифраЗа три года на модернизацию системы общего образования Омской области было выделено 2114,7 млн рублей.ФактСистема социальной поддержки молодых педагогов Омской области совершенствуется. В 2013 году условия и размер предоставляемой им единовременной денежной выплаты были поставлены в прямую зависимость от результатов профессионального развития.Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте