Идею соединить имена таких на первый взгляд антиподов, как Александр Сергеевич Пушкин и Сергей Довлатов, организаторам фестиваля «Заповедник» подсказала сама жизнь. С разрывом в полтораста лет в Пушкинских Горах причудливым образом переплелись маршруты великого русского поэта и замечательного советского писателя. Оба здесь жили и творили – каждый по-своему. И каждому помогал гений места – дух творчества.
Антигламурный фестиваль-прогулка со своим путеводителем – повестью «Заповедник», которую многие гости знают чуть ли не наизусть, прошел на Псковщине уже во второй раз.По сути, это синтетический смотр искусств: в программе не только новые фильмы, но и спектакли, встречи литераторов с читателями, наконец, паломничество по святым местам – Пушкинским Горам… И там под открытым небом звучат стихи гостей (многие из них лично знали писателя) и проза Сергея Довлатова.- Люди из поколения детей/внуков Довлатова с радостью согласились прочитать свои любимые довлатовские произведения, – говорит один из вдохновителей смотра, продюсер Елена Яцура. – Нам важно, чтобы его творчество продолжало жить среди потомков. Фокус фестиваля – совместить взгляд писателя на Пушкинские Горы с этими местами, посмотреть на них из современности. Это и называется «культурная преемственность».Открылся фестиваль необычно. Днем – сразу тремя вернисажами. В комплексе «Покровский угол» Псковского кремля были представлены рисунки Александра Флоренского (помните иллюстрации к знаменитому трехтомнику писателя?), оригинальные деревянные спилы Александра Стройло по мотивам довлатовских произведений, а также фотографии Нины Аловерт, которая снимала писателя в Нью-Йорке. Мы увидели непарадного Довлатова – усталого, грустного, печального даже в ярких американских декорациях. Вечером же на набережной реки Великой прошла презентация инсталляции «Россия начинается здесь». Денис Мацуев за роялем и огромные светящиеся буквы напоминали о том, что мы находимся на переднем рубеже и государства, и культуры.На следующий день фестиваль отправился в Пушкинские Горы. Мы прошли по классическому маршруту – увидели дуб «у лукоморья», дом Семена Гейченко со знаменитыми самоварами, приют Арины Родионовны, а также барскую усадьбу Пушкиных. И пускай это уже не раз перестроенные объекты, но мнилось, пушкинский дух незримо витал над поэтичной тропой. Тем более что экскурсовод Вячеслав, работающий здесь уже десятки лет, рассказал немало забавных историй из жизни сотрудников заповедника времен Довлатова:…о том, как утопили фанерного кота и цепь с «лукоморного» дуба Гейченко;…о том, как Гейченко приказал установить в комнате Арины Родионовны советский комод, потому что она ему приснилась и попросила об этом;…о том, как Гейченко вроде бы и сердился на Довлатова за его отзыв о заповеднике как о парке культуры и отдыха, но на самом деле глаза у него при этом были добрые-добрые.А потом в деревянном сарайчике со снопами ржи по стенам Владимир Алейников и Юлий Гуголев читали свои стихи, а сотрудников заповедника награждали морально и материально. Среди премируемых оказалась и Наталия Ивановна Рясинцева. Именно она ведет экскурсии по Дому-музею Довлатова в Березине – в повести он значится как дом Михаила Ивановича в Сосново. В музее, отпраздновавшем в этом году свое пятилетие, и состоялось основное действие.- В сущности, «Заповедник» – это та же самая довлатовская «Зона», – считает близкий друг Довлатова, писатель, главный редактор журнала «Звезда» Андрей Арьев. – Так сказать, зона творчества, драматическая история жизни обреченного на непонимание художника. Нет, относились к Довлатову в пушкинских местах безо всякой злобы или настороженности, скорее даже панибратски, как к человеку общительному, неплохому экскурсоводу. Для местного населения он был просто Длинный из Березина. Количество выпитого им за неделю спиртного и имена собутыльников, без сомнения, интересовали всех, количество написанных за это время страниц или его публикации – никого.Экскурсовод Дома-музея Наталия Рясинцева считает, что именно возвращение к истокам, к классике, к корням, к Пушкину привело Довлатова к победе.- Как-то Даниил Гранин укорял его, мол, есть же щель между абсолютной низостью и твоим творческим максимализмом, в которую можно пробиться и дать людям немного своей души и сердца. На что Довлатов отвечал: «Я думаю, что за этой щелью волчий капкан».Именно в состоянии «волчьего капкана» он и приехал сюда как лицо без определенных занятий с запретом на профессию. Когда он потерял всякую надежду найти работу по специальности, когда был под колпаком КГБ, когда вернулся из Таллина, пережив большое унижение, тогда, по совету друзей, Довлатов и отправился в Пушкинские Горы. И здесь для него многое изменилось….Сев на длинную скамью перед избой, молодые артисты читают прозу и письма Довлатова. Здесь и Олег Долин (мы помним его по блестящей работе в фильме «Дикое поле»), внешне, кстати, очень похожий на Сергея Донатовича. Артист даже пробовался на эту роль в новом фильме Алексея Германа. Все прошло удачно, но работа не случилась: Герман позвал на съемки сербского актера.Потом мы угощаемся советскими деликатесами – килькой, солеными огурцами и помидорами… Очень по-довлатовски. А неподалеку бродит, вы не поверите, тот самый отчаянный Толян, который и познакомил Довлатова с Михаилом Ивановичем. Теперь это отец семейства Анатолий Викторович Федоров. Именно он с супругой и присматривает за домом-музеем в отсутствие сотрудников.В этот же вечер в Псковском драмтеатре дают премьеру спектакля Бориса Бирмана «Человек, обреченный на счастье». В композиции по главным произведениям писателя Довлатова играет Всеволод Цурило – сын знаменитого Юрия Цурило, высокий, плечистый и громогласный. Четырехчасовой спектакль, в котором бережно сохранен довлатовский текст, – это попытка объяснить и оправдать решение писателя эмигрировать. Он уехал в Америку не за длинным рублем, а за свободой творчества.Праздник заканчивается на высокой и точной ноте. И оставляет ощущение рождения нового, ни на что не похожего творческого эксперимента. Что, согласитесь, редкость в пафосном «краснодорожечном» фестивальном движении.- Я абсолютно уверен, что именно пушкинский заповедник, а не питерская коммуналка на улице Рубинштейна, станет настоящим музеем писателя, – считает основатель Дома-музея Довлатова Юрий Волкотруб. – Потому что здесь произошло слияние литературного образа и личности писателя. Он же не написал повесть «Коммуналка». Место получилось намоленное Пушкиным и раскрученное силой слова Довлатова. И сегодня, как ни странно, Пушкин оказывается уже на втором плане – он слишком далек от нас. Получается, «Заповедник» Довлатова нам все-таки ближе…Псковская область
Комментарии