Участники: ученики 6-го класса, агитбригада лицея, драматический кружок, волонтеры.Цели мероприятия:- содержательная – формирование знаний об истории России, ее трагических страницах;- деятельностная – организация проб проектной деятельности, получение опыта эмоционального сопереживания, осознания собственной сопричастности к прошлому и настоящему своей страны и своего народа;- развивающая – воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, патриотизма и уважения к Отечеству.
Оборудование и материалы: мультимедийная презентация о Санкт-Петербурге, мультимедийная презентация о блокадном Ленинграде, презентация проекта волонтеров, календари классной жизни.Приложения: сценарий выступления агитбригады. Ход мероприятия1-й этап. Мотивация. Создание атмосферы эмоциональной сопричастности.На доске календарь классных мероприятий, в руках у ведущего календарь, на партах у каждого ученика лежат календари.Ведущий (классный руководитель) организует беседу с учениками о событиях и датах, из которых складывается жизнь человека, его близких, жизнь класса, без которых нет истории одного человека, истории страны.На собственных календарях и общем календаре отмечаются важные даты в жизни класса.Ведущий: Но есть и другие даты, которые входят в нашу жизнь иначе…Есть в нашей жизни даты,Что берегутся сердцем свято.В них воедино слита навсегдаС историей страны твоя судьба.2-й этап. Создание ситуации парадокса для погружения в тему.На экране – виды современного Санкт-Петербурга в сопровождении музыки, стихотворения о городе. На партах у ребят – открытки с изображением Петербурга. Резкая смена слайдов с изображением блокадного Ленинграда, звуки сирены, метронома. Рассказ учителя о блокадном Ленинграде сопровождается фрагментами «Ленинградской симфонии» Д.Д.Шостаковича.3-й этап. Презентация готового проекта как процесс осуществления социальной пробы.Инсценированное чтение стихотворения «Письмо из блокады» Анатолия Веревкина участниками драмкружка.1-й чтецДва старых листка из тетрадкиВ растрепанной книжке Жюль Верна…Оставили вместо закладки,А после забыли? Наверно…С годами листки пожелтели,Но ожили буквы-крючочки.Как первые травы в апреле,На свет пробиваются строчки:2-й чтец«Не волнуйтесь, мы живы-здоровы, Хоть зима оказалась суровой.Веет стужей вокруг ледяною,Ходим мы на Неву за водою.Дом осколками весь исцарапан,Димка очень скучает без папы…Не волнуйтесь, мы живы-здоровы…»1-й чтецВстревожишься тут не на шутку:Читаю и, верите, вижуЧугунную печку-буржуйку(Сейчас здесь стоит телевизор).Прожекторы по небу шарят,Нависли над пропастью тени,Звучат во дворе не гитары,А воют протяжно сирены.2-й чтец«Не волнуйтесь, мы живы-здоровы,Нынче выдали карточки снова.Взяли мы пятилетнюю Лилю -Дом у Лили на днях разбомбили.Адский холод, а Лиля рисуетХлеб, морковь, землянику лесную,Виноград, апельсинную дольку…Жаль, что письма идут очень долго.Не волнуйтесь, мы живы-здоровы…»1-й чтецА солнце врывается в окнаПотоком весеннего света.Письмо из блокады пришло к намИ ждет не дождется ответа.Звучит оно вызовом смертиИ добрым напутствием смелым.Ты можешь, спроси у сердца,Вот так написать под обстрелом:«Не волнуйтесь, мы живы-здоровы…»Проект «Мост в блокаду». Выступление участницы волонтерского движения Ангелины Трушиной, ученицы 8-го класса, с отчетом о проделанной поисковой работе. Рассказ, сопровождаемый презентацией, о блокадном детстве С.А.Козырева (приложение №1). «125 блокадных граммов хлеба ценою в жизнь». Выступление агитбригады (приложение №2).4-й этап. Рефлексия «Ничто не забыто…». Всем участникам мероприятия раздаются кусочки хлеба, и предлагается на уровне ощущений понять, насколько мал этот кусочек в 125 граммов, который помог выжить в осажденном Ленинграде. 5-й этап. Подведение итогов.На общем календаре класса учитель по согласованию с учениками обводит дату снятия блокады Ленинграда – 27 января – как совместную памятную дату, учащиеся по желанию в своих календарях тоже отмечают ее. Желающим предлагается написать «Письмо в блокаду».Приложение №1Выступление волонтеровТекст-сопровождение к слайдам презентации Первый слайд. Однажды, рассматривая неизвестные мне семейные альбомы, я остановилась на пожелтевших снимках, на которых были изображены два маленьких мальчика двух и трех с половиной лет. Рядом стояла подпись: «Витя умер 1 марта 1942 года». Каково же было мое удивление, когда я узнала, что на фотографии мой дедушка и его брат, погибший от голода в три с половиной года в блокадном Ленинграде.Второй слайд. Так я впервые осознала, как тесно связаны трагические и героические страницы жизни моей страны с историей моей семьи.Третий слайд. Память об этом хранится в обрывках воспоминаний моего деда, свидетеля той страшной поры.Четвертый слайд. «Несмотря на маленький возраст (а мне было два года), осознание того страшного, что нам предстояло пережить, пришло буднично-трагично: мы вместе с родителями обедали, вышли из-за стола, а стол отодвинули к стене… через минуты этой стены больше не было. Так впервые в нашу жизнь вошло понятие «бомбежка».Пятый слайд. «Не было в моей жизни ни одного документа, который бы я так берег, как это свидетельство о рождении. В тряпичном пакете на веревочке оно находилось на груди у меня постоянно на случай, если я потеряюсь».Шестой слайд. «Самые дорогие для меня снимки – это фотографии, на которых мы с моим старшим братом вместе с нашей бабушкой, и та, где Витя снят перед смертью. Он, как и многие ленинградцы, погиб от голода. Меня спасло то, что я все время повторял: «Дай леба». И все отщипывали мне кусочек хлеба. А Витя был молчаливым мальчиком, он не просил ни у кого хлеб, он прожил всего три с половиной года… Это не дает покоя мне до сих пор». Седьмой слайд. «Чтобы выжить, меняли на еду все: книги, одежду. Однажды мама выменяла одежду на дрожжи и рыбий жир. Из них сделали лепешки и поджарили. Ничего вкуснее этого я тогда не знал… А еще помню, как я сижу с маленькой ложечкой у печки-буржуйки и собираю сладкую воду, которая капает с оттаявших дров. Эти дрова достались нам по случаю с Бадаевских складов, сгоревших в начале войны».Восьмой слайд. «Вой сирены, гул летящих самолетов еще долго вселяли в меня страх. Дважды меня откапывали из бомбоубежища. Из 900 блокадных дней мы с семьей прожили два года и были эвакуированы под Ершов. Я не мог ни ходить, ни говорить от истощения. Этому я учился заново».Девятый слайд. «В блокадном Ленинграде на заводах работали три мои тети и бабушка. Мой отец дошел до Берлина. Когда он привез снимок горящего Берлина, я с ужасом увидел, как похож чужой разрушенный город на мой любимый Ленинград в дни блокады. Спустя много лет я осознал, что война – это трагедия и немецкого, и русского народов».Десятый слайд. «Время лечит раны, но раны войны остаются навсегда. Салют Победы не обрадовал меня, а напомнил бомбежку. И несколько лет уже после войны я прятал кусочки хлеба под матрацем и до сих пор предпочитаю корочки, так как их дольше жевать». Приложение №2Выступление агитбригады1-й участник:«Тюрина Тамара Васильевна.В середине августа ввели продовольственные карточки. По карточкам можно было получить только хлеб. Сначала выдавали по 500 граммов работающим и по 250 граммов на иждивенца, потом эта норма уменьшилась в два раза. В ноябре 1941 года начался голод. Бадаевские склады горели страшно. Масло и сахар растекались реками по тротуарам, пропитанную расплавленными продуктами землю люди собирали и, дав отстояться, пили «бульон», чтобы хоть как-то утолить нестерпимый голод. А когда ударили морозы и земля промерзла, ее вырубали кусками и продавали на городских рынках за большие деньги».2-й участник:Девчонка руки протянулаИ головой – на край стола… Сначала думали – уснула, А оказалось – умерла. Ее из школы на носилкахДомой ребята понесли. В ресницах у подруг слезинкиТо исчезали, то росли. Никто не обронил ни слова, Лишь хрипло, сквозь метельный сон, Учитель выдавил, что снова Уроки – после похорон. (Юрий Воронов)3-й участник:«Яковлев Борис Константинович.Ели все, от столярного клея до кожаной подошвы обуви, варили «бульон» с содранных от стен обоев. На моих глазах, обессилев, упала лошадь. Прохожие тут же разорвали ее на части, многие ели сырое мясо тут же, над кровавыми останками животного… Как-то мама пришла вечером с работы и рассказала следующую страшную историю. Она стояла в очереди за хлебом и видела, как маленький мальчик вырвал из рук женщины паек хлеба, который она только что получила. Мальчик никуда не побежал, упал на грудь и быстро начал есть. Его стали бить, а он лежал и ел. Что было дальше, мама не знает. Получила свой паек и ушла. Возможно, мальчика забили насмерть или умер кто-нибудь из семьи той женщины, у которой он украл хлеб».4-й чтец:Мы рыли рвы – хотелось пить.Бомбили нас – хотелось жить.Не говорилось громких слов.Был дот на каждом из углов.Был дом – ни света, ни воды.Был хлеб – довесочек беды.(Глеб Семенов)5-й чтец:«Бобрицкая Анастасия Ивановна.Хлеба получали по 125 граммов на день. И этот малюсенький кусочек еще надо было сберечь. Однажды на улице мужчина попытался отобрать у меня хлеб. Я побежала. Он с криками: «Отдай хлеб, не то убью!» – за мной. Добежала я до своего дома, забежала в подъезд, на миг остановилась перевести дух. Слышу приближающийся топот моего преследователя, а потом шлепок о землю упавшего тела. Тишина. Через несколько минут я осторожно выглянула. Мужчина мертвый прямо у крыльца подъезда. Видать, сердце не выдержало, силы от голода были на исходе, вот и умер в погоне за мной и кусочком хлеба».6-й чтец:«Ты можешь, спроси у сердца, оставаться человеком, когда голод и холод оставляют в тебе только одно желание – выжить?»7-й чтец:«Ты можешь, чувствуя повсюду дыхание смерти, думать о жизни?»8-й чтец: «Ты можешь, сам изнемогая от усталости и голода, испытывать сострадание и жалость к другому?»9-й чтец:«Ты можешь под вой сирен и звук бомбежек думать о светлом и прекрасном?»10-й чтец:«Ты можешь, спроси у сердца, умирая от истощения, сохранять силы для борьбы и спасения своей родины, своего народа?»P.S. Презентации и аудиоматериалы к классному часу выложены на сайте «Учительской газеты» по ссылке: http://www.ug.ru/method_article/703 Ирина САЛЯМИНА, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 6-го класса;Людмила ФОРТУНАТОВА, педагог-организатор физико-технического лицея №1 города Саратова
Комментарии