Второй год эксперимента по ЕГЭ подходит к концу. Есть ректоры, которые продолжают оставаться непреклонными, считая, что ЕГЭ лишь разрушит сложившуюся национальную систему образования.
Есть и сторонники единого государственного экзамена. И тех и других выявило недавнее совещание с ректорами вузов “По вопросу организации и проведения эксперимента по ЕГЭ”. Открыл его министр образования Владимир Филиппов.
– Доверять школьным отметкам мы, к сожалению, не можем, – заявил он, – и потому ЕГЭ – единственный способ оценить знания наших выпускников объективно. Думаю, еще рано принимать окончательные решения. Но уже сейчас можно сказать: в творческих вузах, институтах физкультуры экзамены останутся, возможно, дополнительные испытания потребуются при поступлении в Физтех, МИФИ, на мехмат МГУ… Необходимо также оставить квоту – 10 процентов для детей преподавателей, ребят, отличающихся спортивными или творческими достижениями. Нас уже критиковали за слишком сложные КИМы. Но так и должно быть – только 1 человек из 10 тысяч должен набирать 100 баллов из 100. “5” – от 85 баллов. Но вы ведь знаете – пятерки бывают разные. Думаю, сейчас самое главное – отработка технологии проведения ЕГЭ и, конечно же, содержание КИМов. Мы не ожидали такой активности со стороны субъектов Федерации – все 48 экспериментальных регионов настаивали на участии в ЕГЭ. Единый государственный экзамен быстро ввели наши соседи – Киргизия, Казахстан. Но Россия – огромная страна, и спешка нам ни к чему. Москва не может участвовать в эксперименте, пока ЕГЭ не охватит всю страну, ведь в идеале больше половины студентов столичных вузов должны быть провинциалами.
Министр также сообщил, что ряд европейских стран уже расторгли соглашения о признании российских дипломов.
– Пожалуй, у нас единственное государство, – посетовал Владимир Михайлович, – которое за деньги принимает даже тех, чьи знания равняются нулю.
Владимир Филиппов обратил внимание на необходимость развивать систему олимпиад:
– Любой вуз страны должен без экзаменов принимать победителей олимпиад федерального уровня.
Выступил на совещании и первый зам. министра Виктор Болотов:
– Я бы не рекомендовал завышать балл для медалистов, – посоветовал Виктор Александрович, – некоторые вузы в прошлом году установили для них проходной балл – 95 и в результате отпугнули ребят. Те просто пошли в другие учебные заведения. Вполне корректно, если вуз предупредит абитуриентов: тех, у кого меньше 20 баллов, просим не беспокоиться. Но в то же время вузы не имеют права отказать молодым людям в приеме документов.
Выступали на совещании не только чиновники, но и ректоры. Среди них ректор Новгородского госуниверситета Анатолий Гаврилов:
– В проведении ЕГЭ больше политики, чем прагматики. В нашем университете централизованное тестирование внедряется уже в течение шести лет. И я убежден – ЕГЭ нужен российскому обществу. Вуз должен работать в тесном контакте со школой в течение года, снимать синдром недоверия, иначе разрыв между ними неизбежен. Необходимо создать предметные комиссии по ЕГЭ, а в их состав включить профессоров вузов и учителей школ высшей категории, но возглавлять комиссии должны все-таки вузовские работники. У них просто больше опыта по оцениванию вступительных работ, учителя же привыкли отмечать лишь результат, а не то, как работала мысль абитуриента. Вуз должен принять самое активное участие в июньской сессии, когда идет основная волна поступающих в вузы. В июле ЕГЭ сдают, как правило, лишь выпускники прошлых лет. Количество специальностей в нашем вузе, да и по всей России, на которые принимаются по ЕГЭ, растет. По результатам ЕГЭ у нас издан сборник. Хочу отметить, что результаты Новгородской области лучше, чем по всей стране.
Заместитель директора НИИ высшего образования Владимир Куклин предложил вузам в ближайшее время определиться с перечнем специальностей, участвующих в ЕГЭ, а также перевести баллы в единую шкалу, согласовать сроки зачисления в вуз, установить порог для льготников и медалистов.
В эксперимент будут постепенно входить и ссузы. К сожалению, проблема здесь в том, что выпускники колледжей и техникумов значительно отстают в знаниях от выпускников школ.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии