search
main
0

Доверяй, но проверяй. Краснодарские инспектора не дремлют

Работу Краснодарской краевой организации профсоюза в области правовой защиты презентовал заместитель председателя, главный правовой инспектор труда Сергей ДАНИЛЕНКО.

– В своей деятельности мы прежде всего ориентируемся на предотвращение нарушений прав работников нашей отрасли и на восстановление нарушенных прав. Стараемся дорожить каждым членом профсоюза, уделять внимание даже самому незначительному факту нарушений, чтобы люди воспринимали нашу организацию как в целом правозащитную, а не предоставляющую исключительно материальную помощь. Я как руководитель занимаюсь отделом социально-экономической защиты и правовым отделом, мы посчитали нужным разделить их. Отдел социально-экономической защиты ведет работу в области экономики образования, занимается социально-партнерскими отношениями, оздоровлением педагогических работников. В правовой отдел входит правовая инспекция труда краевой организации, внештатные правовые инспектора. Вся эта схема в конце концов замыкается на председателях районных и городских организаций, которые работают у нас на освобожденной основе и получают зарплату.

У наc есть две основные функции. Во-первых, это правовое обеспечение деятельности краевой организации профсоюза как самостоятельного субъекта правоотношений. То есть мы обладаем статусом юридического лица, имеем определенный набор прав и обязанностей, которые должны реализовать. Не могу не привести пример: с декабря 2005 года по апрель 2007 года мы доказывали свое право на здание в центре Краснодара, которое было предоставлено нам в 50-х годах. Серьезная и объемная работа завершилась успехом, и теперь мы имеем в собственности семь объектов недвижимого имущества. Так же как в Геленджике ранее было приобретено право на центр оздоровления детей и работников образования.

Вторая важная функция – защита социально-трудовых прав членов профсоюза, которая, в свою очередь, делится на несколько основных направлений. Одно из них – контроль за соблюдением в образовательных учреждениях законодательства о труде. Эта работа у нас, как и во многих других территориальных организациях, осуществляется через правовую инспекцию труда, которая создана в соответствии с постановлением президиума ЦК профсоюза от 2004 года. Наша инспекция насчитывает 49 внештатных правовых инспекторов труда и два штатных, один в краевой организации профсоюза, другой – в Краснодарской городской организации. Внештатных инспекторов мы подбираем прежде всего по двум принципам: достаточно активное участие в профсоюзной правозащитной деятельности и образование (юрист, учитель истории, депутат, представитель органов местного самоуправления и так далее). Активными защитниками у нас становятся и руководители образовательных учреждений. Мы не утверждаем внештатными правовыми инспекторами председателей районных и городских организаций профсоюза, поскольку они у нас трудятся на освобожденной основе, получают зарплату и, безусловно, в этой работе участвуют очень активно. Мы привлекаем к этой деятельности работников, состоящих в профсоюзе, что, на наш взгляд, дает нам больше возможностей влиять на других членов профсоюза и через внештатных правовых инспекторов повышать уровень правового сознания работников, в том числе и руководителей образовательных учреждений. Внештатные правовые инспектора утверждаются на президиуме краевого комитета профсоюза по представлению территориальной организации – районной или городской, после чего им выдаются соответствующие удостоверения. Контрольная деятельность складывается из плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки в основном теперь тематические. До 2006 года мы в большей степени уделяли внимание комплексным проверкам, но, включив в практику нашей работы тематические проверки, мы поняли, что они приносят серьезные результаты. Внеплановые проверки мы проводим по обращениям членов профсоюза. Они связаны с различными вопросами и нарушениями прав работников, особенно много обращений было в связи с проведением так называемой оптимизации сети образовательных учреждений, сокращением штатов.

Особо хочу отметить нашу работу с государственной инспекцией труда. Ежегодно мы составляем планы, ориентированные на совместную деятельность. У нас заключено соответствующее соглашение, в крае 51 госинспектор труда, и мы обладаем информацией о каждом. Для оперативного реагирования на всевозможные нарушения мы обменялись телефонами и теперь можем очень быстро связываться в экстренных случаях. Когда госинспекция по своему плану проверяет образовательные учреждения, наша правовая инспекция предварительно проводит свои проверки, чтобы потом у руководителей не возникало нареканий в адрес профсоюзной организации по поводу того, что мы не подсказываем, как решать те или иные трудовые вопросы. Если госинспекция в ходе проверки находит нарушения, на которые мы до этого обращали внимание, и штрафует руководителя, у него не возникает к нам никаких претензий. За три года мы провели много проверок. Положительные оценки, которые дают нашей работе руководители образовательных учреждений, говорят о том, что эти проверки помогают им вовремя исправить нарушения, повысить уровень своих правовых знаний, дисциплинировать себя и своих работников.

Результаты проверок оформляются по утвержденным формам. Прежде всего составляется акт о допущенных нарушениях трудового законодательства, независимо от того, устранены ли они на месте или нет. Эти акты нам необходимы для последующего анализа, для выявления наиболее часто возникающих нарушений. Что касается представлений и требований, то если в ходе проверки обнаружены нарушения, то дается представление, устанавливаются сроки их устранения с тем, чтобы ответ был представлен в правовой отдел крайкома профсоюза. Требования о привлечении к ответственности выставляются. Могу привести пример, когда директор школы незаконно уволил учительницу начальных классов, которая находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Директор посчитал нарушением то, что она не приступила к работе после полутора лет и не написала заявление о продлении отпуска, и по этой причине ее уволил. Мы провели с ним беседу, но, к сожалению, директор считал, что поступил правильно. Пришлось потребовать его увольнения, и наше требование было удовлетворено органом управления образованием.

Существенным показателем нашей работы становится восстановление незаконно уволенных работников. За три года восстановлены 55 человек, и это только те, кто действительно потерял работу. Есть еще такие факты, когда люди обращаются к нам и рассказывают о том, что руководитель угрожает им увольнением. Мы выезжаем на место или по телефону общаемся с руководителем, который после наших разъяснений, как правило, не идет на увольнение работника. Это немаловажный факт.

Еще одно направление нашей работы – взаимодействие с органами прокуратуры. Количество обращений у нас также возросло. В частности, было несколько заявлений в адрес краевой прокуратуры с просьбой о проверке правомерности ликвидации или реорганизации образовательных учреждений. Нам удалось предотвратить реорганизацию сельской школы и ликвидацию еще одной сельской школы.

Также большими достижениями в нашем сотрудничестве с прокуратурой были обращения, связанные с нарушением прав работников на бесплатное жилье с отоплением и освещением. Вместе мы добились отмены постановления главы администрации края, которое существенно ограничивало права сельских педагогов на льготы. В настоящее время эта работа продолжается. Есть также заявления в краевом суде, и уже обжалуется закон Краснодарского края, который вносит некоторые ограничения.

Судебные органы много времени тратят на рассмотрение разных дел. С 2004-го по 2006 год число обращений в суд снизилось с 500 до 190, но, на наш взгляд, это не результат нашего бездействия. Дело в том, что с 2005 года произошло много изменений в части пенсионного законодательства, вышли постановления правительства об установлении тождественности должностей, разъяснения Конституционного и Верховного судов РФ. Все это позволило снять часть нагрузки на наших работников в территориях.

Отмечу, что значительную работу по представлению интересов членов профсоюза в судебных инстанциях проводят председатели районных и городских организаций. При обучении мы особое внимание уделяем ознакомлению их с основами гражданского судопроизводства, и это дает положительные результаты. У нас есть новые председатели, которые уже освоились в роли представителей и очень продуктивно защищают права учителей в суде. Кроме того, такая работа позволила сформировать у судейского сообщества мнение о том, что наш профсоюз – та организация, которая эффективно защищает права работников. До этого судьи искренне удивлялись, почему профсоюзные организации принимают участие в защите, и отправляли наших работников к адвокатам.

Довольно успешно складывается наше сотрудничество с органами исполнительной и законодательной власти. Прежде всего мы работаем с краевым законодательным собранием, участвуем в заседаниях рабочих групп, готовим предложения и замечания к проектам правовых документов. Для этого у нас заключено соответствующее соглашение, и прежде чем внести какой-либо нормативный акт на рассмотрение законодательных органов, его направляют на согласование к нам. Мы предлагаем свои замечания, и уже с учетом этих замечаний принимается большинство нормативных актов. С законодательными органами у нас налажены такие тесные взаимоотношения, что в 2006 году мы даже провели совместное обучение наших председателей районных и городских организаций.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте