Осуществление основных идей модернизации столичного образования, изложенных в Московской городской целевой программе «Столичное образование-5», призвано в конечном счете повысить качество образования, обеспечить его доступность, укрепить те направления в его организации, содержании и педагогических технологиях, которые становятся наиболее актуальными в современных условиях.
Социально-экономические и другие проблемы современного общества делают актуальным предъявление качественно новых требований к результатам учебно-воспитательного процесса, все острее ощущается потребность в организации контроля деятельности образовательного учреждения.
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе (Послание Федеральному Собранию, 5 ноября 2008 года). Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. Эти направления современной школы рассматриваются через категорию управления качеством образования.
Основой формирования нового качества образования становится внутришкольная система управления качеством образования, сочетающая в себе внутришкольный и внешний контроль. Она предполагает самоаудит и участие в городском мониторинге и международных исследованиях качества образования.
Диагностика текущего состояния дел в образовательном учреждении позволяет более точно выявить существующие проблемные зоны в механизмах управления, выделить приоритетные направления оптимизации и выбрать наиболее адекватные способы решения проблем.
В Центре образования №1317 эта задача реализуется школьной инспекцией.
Организация работы школьной инспекции ориентирована на осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ и Москвы в области образования, приказов и распоряжений Департамента образования Москвы и Западного окружного управления образования, внутренних локальных актов.
Заместитель директора по инспекторской работе разработал Положение об инспекции государственного образовательного учреждения Центра образования «Школа здоровья» №1317, в котором определены основные цели и задачи школьной инспекции.
В соответствии с основными целями и задачами инспекции составляется годовой план работы, определяются формы и методы инспекторского контроля и подведения его итогов.
Каждой проверке предшествуют подбор и изучение имеющейся нормативно-правовой документации, отбор параметров проверки, памяток, таблиц, подготовка акта.
В ходе проверок заполняются акты, которые подписывают проверяемые должностные лица и специалисты инспекции.
По итогам тематических проверок составляются обобщенные справки, которые передаются заместителю директора, ведущему определенное направление, и обсуждаются на совещании администрации при директоре. По результатам внутришкольного контроля составляются рекомендации по структурным преобразованиям, разрабатываются детальные планы по совершенствованию системы управления образовательным учреждением. Также по результатам проверок осуществляется контроль выполнения принятых решений и исправления недостатков.
Инспекция Центра образования №1317 контролирует:
основные направления работы ОУ;
основные объекты деятельности ОУ;
работу сотрудников ОУ.
В соответствии с планом инспекторской работы проводятся ежегодные проверки организации учебно-воспитательного процесса и создания условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся в центре.
В ходе проверок особое внимание уделяется соблюдению санитарно-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса, ресурсному обеспечению для реализации медицинского и психологического сопровождения в школе, уровню организации физической культуры в школе как важному фактору в системе работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, а также роли и месту данной проблемы в системе работы администрации и педагогического коллектива.
Инспекторская служба осуществляет контроль за:
– работой педагогических кадров;
– управленческой деятельностью администрации;
– организацией работы органов государственно-общественного управления в ОУ;
– преподаванием учебных предметов;
– ведением школьной документации;
– выполнением всеобуча;
– реализацией базисного учебного плана;
– работой по подготовке к экзаменам;
– организацией воспитательной и профилактической работы;
– работой объединений дополнительного образования;
– организацией учебно-воспитательного процесса;
– созданием условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся;
– организацией медицинского обеспечения;
– работой медико-валеологического блока ПЛМПС школы;
– организацией питания;
– финансово-хозяйственной деятельностью;
– выполнением инструкций по охране труда, безопасности жизнедеятельности, правил противопожарной безопасности ГО и ЧС;
– организацией работы по сохранению контингента;
– посещаемостью учащимися школы;
– организацией каникул;
– организацией работы охраны;
– организацией работы библиотеки;
– состоянием школьного здания, территории школы и др.
Внутренний аудит не только позволяет систематизировать информацию о текущем состоянии дел в образовательном учреждении, но и может стать действительным механизмом материального поощрения педагогов, работающих эффективно в режиме развития. Высокие показатели педагогической и управленческой деятельности могут также служить основанием для повышения квалификации работников.
Выбор направлений диагностики определяется целями проекта и задачами, которые стоят перед образовательным учреждением на данном этапе его развития.
Контроль в различных его формах и методах – важнейший источник информации о деятельности школы, он обеспечивает обратную связь между сотрудниками и руководством школы.
Специалисты школьной инспекции не рассматривают инспектирование только как форму простой обратной связи и констатации отклонений от нормы, но на основе анализа считают необходимым говорить о том, как должно идти дело, предупреждать ошибки, участвовать в их исправлении и устранении недостатков.
В ходе всех проверок внимание инспекции сосредоточено не только на выявлении недостатков, но и на анализе положительного опыта. Специалисты инспекции обеспечивают руководство школы объективными конкретными данными о состоянии дел в образовательном учреждении, выявляют положительные тенденции, помогающие его стабильному функционированию и развитию. Внутренние инспекторские проверки способствуют совершенствованию работы образовательного учреждения.
Сегодня внутренний аудит представляется наиболее полным, динамичным и гибким способом оценки эффективности системы управления образовательным учреждением.
Елена ФОМИЧЕВА, заместитель директора ЦО №1317
Комментарии