Свое отношение к экзамену не поймешь, пока экзамен не сдашь сам. Особенно если это экзамен, призванный подтвердить твой профессионализм. С середины 2018 года в Санкт-Петербурге проводится аттестация кандидатов на должности руководителей государственных организаций. Нельзя сказать, что это новое веяние, поскольку аттестация была всегда, но кое-какие современные моменты в порядке ее проведения появились. Мы поинтересовались у тех, кто уже сдал или находится в процессе сдачи своего основного профессионального экзамена, каково им ощущать себя в роли испытуемых, что напрягает и почему.
Как рассказала одна из заведующих детским садом, сегодня аттестация руководителей образовательных организаций проводится не для присвоения категории, а на соответствие занимаемой должности и включает в себя три этапа: анализ представленных документов и материалов, тестирование и собеседование. Если с представлением документации и собеседованием все более или менее понятно, то тестирование вызывает некоторые вопросы. По сути, это ЕГЭ для руководителя.
Каждый из экзаменуемых должен ответить на 30 вопросов. В опроснике дано по 6 вопросов из 5 основных блоков: управление образовательной организацией, нормативно-правовая база, педагогика и психология, организация образовательной деятельности, ИКТ. На каждый вопрос дается 3 варианта ответа, напротив нужного надо поставить «галочку». Все, как в первые годы введения ЕГЭ, и, может, поэтому к качеству вопросов тоже возникают претензии. По словам тех, кто уже на практике ознакомился с опросником, в ряде вопросов, касающихся нормативно-правовой базы, есть спорные моменты. Например, как варианты ответа предлагаются уже отмененные или утратившие силу постановления и положения. Да, руководитель должен знать обо всех изменениях в законодательстве, однако сейчас нормативные акты принимаются так быстро, что не всегда получается оперативно это отследить. Также определенные трудности вызывают вопросы, связанные с ИКТ. Вернее, не столько сами вопросы, сколько их формулировки. Например, через такое определение, как «символ, вводимый с клавиатуры при наборе, отображается на экране дисплея в позиции, определяемой…», действительно трудно продраться.
Любопытно, но взрослые, как и дети, готовятся к тестированию по шпаргалкам, которые уже существуют и которые предусмотрительные люди знают, откуда скачать. Однако, как бы ты ни учил билеты, все равно может попасться «тринадцатый», и отсюда вытекает одно из главных опасений среди тех, кого тестируют: что ожидает руководителя, недобравшего баллы? Ведь далеко не все могут правильно ответить на 30 вопросов или хотя бы преодолеть минимум в 24 вопроса. Как рассказала одна из руководителей, она, например, безошибочно ответила лишь на 22 вопроса, набрав, таким образом, 22 балла. Большая часть ошибок была сделана в ответах на вопросы блока, связанные с ИКТ. При этом посмотреть свою выполненную работу руководитель не могла, она просто помнила все свои ответы и сверила их с ответами шпаргалки. Действующего управленца, руководившего своей школой более 20 лет, теперь волнует вопрос: как отразится недобор баллов на экспертной оценке? Станет ли непройденный тест основанием для того, чтобы аттестационная комиссия вынесла вердикт «не соответствует»?
Как справедливо замечают некоторые директора, эффективность работы руководителя в малой степени зависит от того, знает ли он, что от нажатия клавиши Caps Lock все буквы станут заглавными, или не знает. История с тестированием, на их взгляд, похожа на историю с отличниками, которые в теории знают все, а на практике боятся подойти к ребенку. Директор школы или заведующий детским садом в своей деятельности, конечно, опирается на знания, однако часто верные решения помогают принимать богатый опыт и чутье администратора, но их тестированием не проверишь. Впрочем, как уверяют в Комитете по образованию Санкт-Петербурга, недобор баллов на тестировании вовсе не означает, что руководителя тут же отлучат от должности. Все решает совокупная оценка, которая будет складываться из экспертных заключений, сделанных по результатам всех трех этапов.
К слову, среди управленцев есть те, кого многоэтапность аттестации так пугает, что они задумываются об уходе с работы. Зачастую это люди в возрасте, с солидным стажем. Их задевает то, что, отработав в школе или в детском саду десятки лет и имея государственные награды, они вынуждены сдавать экзамен на профессионализм. При этом оказаться в числе «двоечников» таким руководителям очень стыдно. Это серьезная репутационная «подножка». Кроме того, многим подтверждение соответствия должности кажется избыточной мерой. Сегодня образовательные организации проверяются интенсивно и разнопланово различными контролирующими инстанциями, в том числе самим профильным ведомством. Работу школ и детских садов проверяют на соответствие законодательству, государственным требованиям, санитарным требованиям и т. д. Если в деятельности образовательной организации ничего не вызывает нареканий, разве это не является показателем эффективности работы руководителя? Почему положительное заключение проверочных комиссий нельзя учесть при аттестации, сделав его заменой тестированию?
Комментарии