search
main
0

Доверяй, но проверяй?

Руководители образовательных организаций сравнивают аттестацию с ЕГЭ

Свое отношение к экзамену не поймешь, пока экзамен не сдашь сам. Особенно если это экзамен, призванный подтвердить твой профессионализм. С середины 2018 года в Санкт-Петербурге проводится аттестация кандидатов на должности руководителей государственных организаций. Нельзя сказать, что это новое веяние, поскольку аттестация была всегда, но кое-какие современные моменты в порядке ее проведения появились. Мы поинтересовались у тех, кто уже сдал или находится в процессе сдачи своего основного профессионального экзамена, каково им ощущать себя в роли испытуемых, что напрягает и почему.

Как рассказала одна из заведующих детским садом, сегодня аттестация руководителей образовательных организаций проводится не для присвоения категории, а на соответствие занимаемой должности и включает в себя три этапа: анализ представленных документов и материалов, тестирование и собеседование. Если с представлением документации и собеседованием все более или менее понятно, то тестирование вызывает некоторые вопросы. По сути, это ЕГЭ для руководителя.
Каждый из экзаменуемых должен ответить на 30 вопросов. В опроснике дано по 6 вопросов из 5 основных блоков: управление образовательной организацией, нормативно-правовая база, педагогика и психология, организация образовательной деятельности, ИКТ. На каждый вопрос дается 3 варианта ответа, напротив нужного надо поставить «галочку». Все, как в первые годы введения ЕГЭ, и, может, поэтому к качеству вопросов тоже возникают претензии. По словам тех, кто уже на практике ознакомился с опросником, в ряде вопросов, касающихся нормативно-правовой базы, есть спорные моменты. Например, как варианты ответа предлагаются уже отмененные или утратившие силу постановления и положения. Да, руководитель должен знать обо всех изменениях в законодательстве, однако сейчас нормативные акты принимаются так быстро, что не всегда получается оперативно это отследить. Также определенные трудности вызывают вопросы, связанные с ИКТ. Вернее, не столько сами вопросы, сколько их формулировки. Например, через такое определение, как «символ, вводимый с клавиатуры при наборе, отображается на экране дисплея в позиции, определяемой…», действительно трудно продраться.
Любопытно, но взрослые, как и дети, готовятся к тестированию по шпаргалкам, которые уже существуют и которые предусмотрительные люди знают, откуда скачать. Однако, как бы ты ни учил билеты, все равно может попасться «тринадцатый», и отсюда вытекает одно из главных опасений среди тех, кого тестируют: что ожидает руководителя, недобравшего баллы? Ведь далеко не все могут правильно ответить на 30 вопросов или хотя бы преодолеть минимум в 24 вопроса. Как рассказала одна из руководителей, она, например, безошибочно ответила лишь на 22 вопроса, набрав, таким образом, 22 балла. Большая часть ошибок была сделана в ответах на вопросы блока, связанные с ИКТ. При этом посмотреть свою выполненную работу руководитель не могла, она просто помнила все свои ответы и сверила их с ответами шпаргалки. Действующего управленца, руководившего своей школой более 20 лет, теперь волнует вопрос: как отразится недобор баллов на экспертной оценке? Станет ли непройденный тест основанием для того, чтобы аттестационная комиссия вынесла вердикт «не соответствует»?
Как справедливо замечают некоторые директора, эффективность работы руководителя в малой степени зависит от того, знает ли он, что от нажатия клавиши Caps Lock все буквы станут заглавными, или не знает. История с тестированием, на их взгляд, похожа на историю с отличниками, которые в теории знают все, а на практике боятся подойти к ребенку. Директор школы или заведующий детским садом в своей деятельности, конечно, опирается на знания, однако часто верные решения помогают принимать богатый опыт и чутье администратора, но их тестированием не проверишь. Впрочем, как уверяют в Комитете по образованию Санкт-Петербурга, недобор баллов на тестировании вовсе не означает, что руководителя тут же отлучат от должности. Все решает совокупная оценка, которая будет складываться из экспертных заключений, сделанных по результатам всех трех этапов.
К слову, среди управленцев есть те, кого многоэтапность аттестации так пугает, что они задумываются об уходе с работы. Зачастую это люди в возрасте, с солидным стажем. Их задевает то, что, отработав в школе или в детском саду десятки лет и имея государственные награды, они вынуждены сдавать экзамен на профессионализм. При этом оказаться в числе «двоечников» таким руководителям очень стыдно. Это серьезная репутационная «подножка». Кроме того, многим подтверждение соответствия должности кажется избыточной мерой. Сегодня образовательные организации проверяются интенсивно и разнопланово различными контролирующими инстанциями, в том числе самим профильным ведомством. Работу школ и детских садов проверяют на соответствие законодательству, государственным требованиям, санитарным требованиям и т. д. Если в деятельности образовательной организации ничего не вызывает нареканий, разве это не является показателем эффективности работы руководителя? Почему положительное заключение проверочных комиссий нельзя учесть при аттестации, сделав его заменой тестированию?

Тем, кому не страшно экзаменоваться, придерживаются другой точки зрения. К примеру, как говорят более уверенные в себе управленцы, аттестационная процедура позволит произвести естественную ротацию руководящих кадров, подстегнет тех, кто засиделся, либо пересмотреть свои взгляды на управление образовательной организацией, либо освободить место для людей, желающих идти вперед.
Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте