Разработка новых, дополнительных форм оценки качества обучения в школах – задача крайне важная, поскольку от этого зависит эффективность всего образовательного процесса. Для ее решения Министерством образования и науки Самарской области была сформирована рабочая группа, которая разработала подходы, формы и методы проведения данной процедуры и подготовила пакет документов для ее апробации в 2015-2016 годах. В ней приняли участие 54 образовательные организации всех территориальных управлений Минобрнауки региона. Что собой представляет комплексная процедура оценки качества школьного обучения?
Мониторинг качества учебного процессаЗадача мониторинга – оценить качество и эффективность проведения уроков, учебных занятий и внеурочной деятельности. В каждом территориальном управлении министерства были созданы специальные экспертные комиссии, в состав которых вошли лучшие педагоги-предметники, методисты, специалисты учреждений системы СПО. Образовательным организациям была предоставлена возможность определить предметы, классы, преподавателей, чьи уроки посетят эксперты. Каждое образовательное учреждение должно было предложить для посещения не менее восьми уроков, учебных занятий, занятий по внеурочной деятельности. В ходе посещения уроков и при их анализе эксперты оценивали и давали рекомендации по дальнейшему совершенствованию методической и психолого-педагогической компетентности педагога, формированию индивидуальных траекторий усвоения учебного материала, развитию познавательного интереса, самостоятельности и осознанности при изучении нового материала.Мониторинг качества знаний по отдельным предметамЕго задача – оценить уровень предметной обученности по литературному чтению в 3-х классах, физике в 8-х классах, географии в 9-10-х классах. Специально разработанные КИМы были рассмотрены на заседаниях региональных предметно-методических советов и утверждены Координационным советом учебно-методических объединений в системе общего образования Самарской области. Мониторинг проводили специалисты-тестологи Регионального центра мониторинга в образовании.Анализ организации и регламентации внутренней системы оценки качестваПотребовалось определить, выстроена ли внутренняя система оценки качества в конкретном учреждении, определены ли его критерии, показатели и их значения и др. Для этого специалистами Департамента по надзору и контролю в сфере образования был проведен анализ регламентирующих документов, практики реализации внутренней системы оценки качества. Эксперты изучали в конкретном образовательном учреждении локальные акты, регламентирующие данную деятельность, планы внутренней системы оценки качества, результаты внутришкольных мониторингов, результаты государственной итоговой аттестации и так далее.Региональные контрольные работыТакие проверки проводятся для получения объективной информации об уровне сформированности предметных результатов и принятия на их основе необходимых корректирующих мер по улучшению качества освоения того или иного предмета.Процедура проведения РКР унифицирована на уровне региона и позволила реализовать единые подходы не только к проведению, но и к оценке результатов работы. Обучающиеся выполняли работы в своих образовательных организациях, но проверялись они на уровне территориальных управлений комиссиями, сформированными из лучших учителей и методистов.Наряду с новыми формами оценки качества образования в Самарской области активно используются и традиционные процедуры, в том числе на основе изучения итогов единого государственного экзамена.
Комментарии