В своем труде по истории Михаил Ломоносов писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». С таким утверждением нельзя не согласиться. Действительно, непросто планировать будущее, если мы не будем уважать и чтить память предков, любить Отечество, ощущать ответственность за дела, за свою Родину.
Готовиться к «Разговорам о важном» помогают дидактические материалы, размещенные на официальном портале проекта. А говорить с ребятами просто, так как все предложенные темы близки и понятны. Они важны и для взрослого, и, конечно, для ребенка.
Иногда нам может показаться, что люди вокруг не готовы уделить внимание проблемам тех, кого лично не знают. Может ощущаться дефицит внимания друг к другу, сопереживания и сострадания. Одним из способов, который способствует решению поднятой проблемы, безусловно, является метод регулярных встреч и бесед о семейных ценностях и традициях, духовном богатстве, которое на протяжении многих поколений сохранялось и приумножалось. Сегодня пришло время разговоров о важном…
В разговоре с учениками об укладе семей, коллектива и общества в целом мы подчеркиваем ценность каждого человека. Образ жизни семьи, традиции, построение взаимоотношений с родными людьми, выстраивание отношений в детском коллективе – вот то, что формирует у ребенка чувство привязанности к его малой родине, которое перерастает в ответственность по отношению к родной стране. Он не сможет и не захочет ее потерять, а потому будет бережно хранить и передавать эту любовь своим детям.
Как-то в своем классе я рассказала ребятам о ценностях моей семьи. Что у нас есть традиция класть счастливую пуговку в торт, и тому человеку, которому она досталась, обязательно должно повезти. Еще я показала старинные журналы «Родина» 1905 года, которые достались мне от бабушки и бережно хранятся в нашем семейном архиве. Дети узнали о трогательной традиции семьи моих родителей и моей: подкладывать уезжающему в дорогу записочки и милые небольшие неожиданные подарки, чтобы родному человеку при отъезде не было грустно.
По заинтересованным взглядам и вопросам я поняла, что и им есть чем со мной и друг с другом поделиться. Было предложено сочинение на тему «Традиции моей семьи». Уже одно только общение с родителями и обсуждение с ними этой темы подарило детям ценные моменты близости с родными, которые мы позже, став взрослыми, вспоминаем с теплотой и любовью. На следующем уроке ребята продолжили свои рассказы о традиции встречать Новый год, о праздновании дней рождения, Дня Победы, о своем личном участии в народном движении памяти «Бессмертный полк». А позже это задание переросло в доклады-сообщения с демонстрацией коллекций и интересных вещей, которые передаются по наследству, составление родословного древа своей семьи. Некоторые осознанно выбрали тему «История моей семьи в истории России» для своей проектной деятельности.
Следует отметить, что доверительные отношения между участниками занятия могут возникнуть лишь тогда, когда в беседе с детьми мы опираемся на реальный опыт, используя примеры, за которыми идут жизненные и правдивые истории. Если педагог может показать, что именно ему важно, то слушатели откликнутся и будут готовы разделить с ним искренние чувства.
Я думаю, что каждая семья может привести пример не одной семейной традиции. И если в вашей семье, как может показаться, пока нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче, ярче. Ну а что это будет? Посмотрите вокруг, поговорите с детьми, расскажите им о своих родителях, учителях, людях, которые произвели на вас впечатление. Традиция разговора с человеком, жизнь которого тебе небезразлична, станет основой для внимательного отношения к делам общества, к событиям в стране.
Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их!
Анна СТОЯНОВИЧ, учитель начальных классов школы №1517
Комментарии