search
main
0

Доведенные до МРОТ, или Инициатива из области фантастики. Событие недели

Депутаты Госдумы от КПРФ Олег Смолин и Николай Коломейцев разработали законопроект, который приравнивает базовую ставку зарплаты учителей к двойному минимальному размеру оплаты труда, которая с 1 мая 2018 года составляет 11163 рубля. Это предложение депутаты намерены внести в парламент в ближайшие две недели. Предполагается, что новшество позволит увеличить зарплату педагога без повышения нагрузки. Насколько реально это реализовать? Слово экспертам и читателям.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ:- Любые попытки повысить реальный уровень оплаты труда учителей можно только приветствовать. Реальная зарплата педагога может отличаться от «статистической» на восемь-десять тысяч рублей. В одних регионах выплаты едва достигают 16‑17 тысяч рублей, где-то составляют 30‑40 тысяч. Различается и финансирование школ – специализированные или для детей-инвалидов устанавливают более высокие зарплаты. По данным Росстата, получается, что в среднем по стране учителя как будто вполне неплохо зарабатывают, но на деле педагоги нагружают себя дополнительными уроками и внеурочной деятельностью, чтобы сводить концы с концами. В среднем учителя работают 70 часов в неделю, при этом только половину времени они тратят на ведение уроков и воспитательную работу. На 10% по сравнению с прошлым годом увеличилось количество учителей, работающих по совместительству методистами, библиотекарями, педагогами-психологами, сегодня это четверо из десяти. Логика подсказывает, что дополнительная нагрузка должна хорошо оплачиваться, но 28% учителей признаются: на ежедневные расходы денег хватает, а покупка одежды и книг проблематична. Неудивительно, что каждый пятый педагог подумывает уйти из школы. Повышение базового оклада труда учителей помогло бы решить эти проблемы. Учителя отмечают, что, после того как была принята инициатива президента приравнять минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму, выросла зарплата технического персонала, но базовый оклад многих педагогов остался ниже МРОТ. Эксперты ОНФ неоднократно заявляли, что это недопустимая ситуация и базовые оклады должны быть хотя бы не ниже. Руководителям регионов не стоит дожидаться федеральной инициативы, а надо самим принимать решение о повышении базовой ставки оплаты труда учителей.Татьяна КУПРИЯНОВА, заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования, Москва:- Предлагаемый механизм повышения ставки зарплаты вызывает вопросы. В законопроекте указывается, что базовая месячная ставка зарплаты педработников муниципальных общеобразовательных организаций не может быть ниже двух МРОТ, установленных в субъекте РФ, на территории которого расположены общеобразовательные организации. Однако в рамках установленного законодательством разграничения полномочий между уровнями власти минимальный размер оплаты труда утверждается ежеквартально Правительством РФ как единственная устанавливаемая на федеральном уровне гарантия по оплате труда для всех работающих в стране. В соответствии с Трудовым кодексом РФ в каждом субъекте в рамках коллективно-договорного регулирования на основе регионального трехстороннего соглашения объединений работодателей, объединений профсоюзов и администрации субъекта РФ может устанавливаться минимальная заработная плата как региональная минимальная гарантия по оплате труда для всех работающих в этом регионе, размер которой может быть выше величины МРОТ, утверждаемой Правительством РФ. В большинстве регионов, где минимальная заработная плата установлена региональным трехсторонним соглашением на уровне выше МРОТ, она не распространяется на работников бюджетной сферы. Важно, что даже при распространении региональной минимальной зарплаты на учителей и других педработников предлагаемый механизм повышения ставки зарплаты учителя не сможет обеспечить разрешение острой проблемы снижения дифференциации в оплате труда учителей, которая постоянно создает и поддерживает социальную напряженность, поскольку размер региональной минимальной зарплаты, как и уровень заработной платы педагогических работников по регионам, различаются. Они зависят от состояния региональных бюджетов. Именно поэтому Общероссийский профсоюз образования проводит переговоры на всех уровнях власти, с тем чтобы Правительство РФ реализовало предоставленное ему Трудовым кодексом РФ право устанавливать базовые ставки и оклады по профессиональным квалификационным группам должностей работников государственных и муниципальных учреждений.Дмитрий СКУРИХИН, директор ЦО им. Алексея Некрасова, абсолютный победитель конкурса «Директор школы»-2012, Кирово-Чепецк, Кировская область:- Предложение сработает только в регионах, где остались свободные средства. Мне такие не известны. Быть может, в Москве? Простое доведение ставки до размера в 11163 рубля повергло школы в шок и привело к отмене стимулирующих и части компенсационных выплат. В расчетных листах учителей появилась новая статья – «Доплата до МРОТ». Зарплата учителей сравнялась с зарплатой уборщиков служебных помещений!Наталия КУКУШКИНА, председатель Профсоюза работников образования города Череповца, Вологодская область:- Ситуация с зарплатами достигла критической точки. Майские указы президента выполняются на бумаге и за счет работы на полторы-две ставки. Новая система оплаты труда (НСОТ), введенная в 2008 году, себя не оправдала. Педагоги не понимают, почему у них единые стандарты и требования к работе, но разные зарплаты даже в части базовых окладов. Это ведет к росту протестных настроений. Поскольку НСОТ привязана к подушевому финансированию, зарплаты работников образовательных организаций, показывающих одинаковое качество и равные результаты в работе, существенно различаются даже внутри одного муниципального образования. Регионы закладывают недостаточные суммы на образование при составлении бюджетов, в результате происходит сокращение фондов оплаты труда. Поскольку гарантированную часть – ставку заработной платы – сократить нельзя, то сокращение это происходит за счет уменьшения стимулирующей части. После принятия Правительством РФ решения о доведении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного уровня сложилась парадоксальная ситуация: зарплата педагогов, работающих на ставку, практически сравнялась с зарплатой работников, к квалификации которых не предъявляется никаких требований. Подходы к формированию зарплат педагогов должны быть едиными по всей стране, определяться на федеральном уровне, иметь федеральное финансирование.Юрий АБДУЛЛАЕВ, председатель Алтайской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки:- Позитивная новость, но в настоящее время Федерация независимых профсоюзов России готовит другую инициативу. Год назад благодаря нашим юристам мы впервые выиграли дело, в соответствии с которым районный коэффициент и все надбавки учителям должны идти сверх МРОТ. Это решение Конституционного суда, оно не подлежит оспариванию и не имеет обратной силы. Поэтому оклад любого педагога на территории РФ не должен быть ниже МРОТ. Если удастся отстоять это право, это будет большой прорыв вперед, потому что сегодня оклад учителя высшей категории в Алтайском крае чуть больше 6,5 тысячи рублей, что в два раза ниже, чем МРОТ. У думской инициативы шансы на реализацию минимальны.Елена Т., мама первоклассницы, менеджер, бывший учитель математики, Великий Новгород:- Я ушла из школы оттого, что надоело терпеть ухищрения, связанные с расчетами: повысили зарплату всем педагогам страны, но урезали деньги за классное руководство, проверку тетрадей. Таким образом, зарплата осталась прежней. Опять повысили, но установили коэффициент за каждого ученика в классе так, что моя зарплата даже понизилась. Введение стимулирующих выплат в течение одного-двух лет приносило дополнительные деньги, но стоимость балла упала в пять раз, и стимулирующие превратились в пустой звук. Законопроект кажется справедливым, но, наверное, и в нем есть подводные камни…Руслан ХУЗИН, учитель физики и информатики Криулинской средней общеобразовательной школы, Свердловская область:- Не знаю, насколько реально это реализовать, но это было бы отлично! Средняя зарплата в нашей области около 20 тысяч рублей. Педагоги работают на полторы-две ставки. Всех повышений, сделанных ранее, я не заметил, да и система распределения стимулирующей части в каждой школе своя. Так, например, супруга, работая на ставку без квалификационной категории в детсаду, может получать такую же зарплату, что и я, имея 1,5 ставки с высшей категорией.Виктория К., учитель начальных классов, Воронеж:- Для меня главной новостью стало то, что с первого мая минимальный размер оплаты труда повышен до 11 с лишним тысяч! У нас как было 9800 рублей – базовый оклад педагога с первой квалификационной категорией, – так и осталось. Нам же приходится только надеяться, что к концу года все пересчитают по-новому и выплатят огромную премию из недоплаченного. Говорить о том, что было бы, если бы нам еще больше повысили – в два раза! – это уже из области фантастики. Если нам вернут старую систему оплаты труда, я буду не против, потому что тогда за стаж платили больше, и никакой неразберихи с баллами, никаких обид не было.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте