Космонавтом мечтает стать любой мальчишка. Теперь у учащихся школы №1159 есть образовательное пространство «Космос внутри», которое посвящено истории освоения космоса. Образовательная ценность этого пространства высока – подпитывается интерес к наукам, развиваются навыки самостоятельного исследования, снижается возрастной порог профессионального самоопределения.
Древние говорили, что все трудные вещи берут начало в легком, а великие – в малом. Однако вряд ли древним приходило на ум, что когда-нибудь человек не просто оторвется от Земли и полетит, но начнет покорять космические пространства. Сильна была память о Дедале и Икаре, об их неукротимом стремлении долететь до самого Солнца и об их трагической гибели.
Прошли тысячелетия, и безрассудство Икара стало явью. До Солнца человек, конечно, не долетел, но приблизился к нему настолько, что не только Икару, но и ни одному древнему ученому или первооткрывателю даже не мечталось.
Правда, и сейчас, в наш высокотехнологичный и цифровой XXI век, сама идея оторваться от Земли, преодолеть законы притяжения и оказаться в невесомости и сейчас звучит невероятно, хотя у нас созданы Космические войска, космонавты регулярно связываются с Землей с орбиты, а в космосе летают спутники, которые обеспечивают нас сотовой связью и навигацией.
Даже сейчас, несмотря на то что изобрели телескопы невиданной мощности, полет человека в космос иначе как чудом не назовешь. Это чудо когда-то начиналось с мечты.
На самом деле очень многие вещи начинаются с мечты, с мимолетной мысли, с догадки, с идеи, со случайно оброненного слова. А уж космонавтом мечтает стать любой мальчишка, и тут за последние десятилетия ничего не поменялось.
Хотя это не совсем так, поменялось. Конечно, дети в космос не летают, но приблизиться к космосу с его глубинами и загадками могут абсолютно все. И это очень хорошо известно учащимся школы №1159, ведь у них есть теперь собственный космос, а точнее, образовательное пространство «Космос внутри», которое посвящено истории освоения космоса.
Идею создания этого пространства предложили сами ученики школы из волонтерского отряда Voluntarius. Весной 2020 года ребята стали победителями конкурса для юных добровольцев «Добро не уходит на каникулы» Российского движения школьников. Они выиграли грант и на эти средства совместно с московским Музеем космонавтики решили реализовать проект «Космос внутри», предполагавший создание единого образовательного пространства в одном из зданий школы.
Образовательное пространство хорошо тем, что оно сразу погружает ученика в свой особый мир. В нашем случае – в безграничный мир космоса. Ребенок ходит по этажам, отдыхает во время перемен, ожидает родителей, общается с друзьями, но в это время у него перед глазами увлекательный мир – непознанный и таинственный.
В наших коридорах можно прочитать историю жизни и полетов Юрия Гагарина, подлинную историю собак Белки и Стрелки, узнать, кто такой Сергей Королев и чем он так знаменит, и даже можно посмотреть трансляцию с Международной космической станции.
Образовательную ценность этого пространства сложно переоценить. Оно сочетает в себе дидактические функции, потому что оформление рекреаций позволяет учащимся получить конкретные знания, и функции воспитательного пространства, потому что наши ребята знакомятся с достижениями лучших граждан своей страны, получают некий эталон жизни, на который имеет смысл равняться.
Личность ребенка пластична. Она формируется и уподобляется тому, что ее окружает. Мы считаем, что если ребенок оказывается внутри подобного проекта, то он невольно впитывает в себя его эстетику и научную ценность. Попутно решаются и другие задачи: повышается интерес к наукам, развиваются навыки самостоятельного исследования, снижается возрастной порог профессионального самоопределения.
Сама по себе тема космоса затрагивает не только практические интересы школьников из разряда «хочу стать космонавтом». Идет формирование интереса к физике, химии, астрономии, биологии, к инженерным наукам и многому другому.
Кто-то из наших ребят захочет стать космонавтом, кто-то решит строить космические корабли, кто-то задумается над новым составом ядерного топлива, а кто-то заинтересуется вопросами жизни за границами нашей Галактики. Может быть, найдутся и такие, кто, оценив дизайн, захочет посвятить себя искусству, пойдет учиться рисованию… Уже сейчас у нас есть учащиеся, которые могут провести самую настоящую экскурсию по коридорам школы, рассказать и о самом проекте, и о каждом его экспонате.
Вот и получается, что правы были древние, все великое действительно начинается с малого. Сейчас это просто мальчишки и девчонки, которые с увлечением рассматривают фотографии и информационные стенды на стенах глубокого синего цвета. Но у каждого из них внутри – свой космос, своя вселенная, а главное – своя мечта. И, как знать, может быть, именно сейчас с детской мечты все начинается, закладывается фундамент величайших открытий, которые ждут нас в будущем!
Вера БЫКОВА, учитель русского языка и литературы школы №1159
Комментарии