search
main
0

Дотация на литературу “Бельским просторам” – три года

Катастрофически упавшие в тиражах “толстые” московские журналы стали замещаться региональными литературными изданиями. Надо заметить, что создание нового литературного журнала в провинции – явление более значительное, чем то же событие в Москве. Региональный литературный журнал становится культурообразующим центром. Вокруг него, собственно, и начинает проходить жизнь творческой интеллигенции.

Именно таким центром стал созданный три года назад в Уфе журнал “Бельские просторы”. Неожиданно он взял на себя еще и просветительскую функцию, по его материалам в школах преподают предмет “Культура Башкортостана”.
Для того чтобы представить весь спектр существующих мнений на башкирскую, да и на российскую культуру и литературу, достаточно прийти в редакцию, посмотреть журнал и побеседовать с работающими там писателями. При единой общей задаче пути решения ее каждый из них видит в контексте своего мировоззрения, что, впрочем, естественно для творческих людей.
Роберт Паль (зам. главного редактора):
– Наш журнал – единственный в республике, выходящий на русском языке. А Башкортостан так же многонационален, как и Российская Федерация. Мы печатаем с равным удовольствием и русских, и башкирских, и татарских, и чувашских писателей. Но если выходить на более широкий регион, возникнет много нелитературных проблем. Оренбуржцы или екатеринбуржцы с удовольствием будут у нас печататься, но они не приведут с собой своего подписчика. Получится, что башкирский налогоплательщик возьмет на себя груз налогоплательщиков других регионов. Вот этот момент очень беспокоит наших учредителей. Учредители у нас Кабинет министров и Союз писателей Республики Башкортостан.
– Влияет ли администрация республики на политику журнала?
– Политика обычно определяется теми, кто платит. К нашему счастью, учредители совершенно не влияют на политику журнала. У нас не было случая, чтобы нам сказали: зачем вы печатаете этого автора?
– Молодежь читает ваш журнал?
– Молодежь – очень трудная категория. У нее свои проблемы, множество соблазнов. Как говорится: “Старикам дали боженьку, мужикам дали водку, молодым – секс и наркотики”. Сорняки прививаются быстро. Не зря же у нас в республике чудовищная вспышка СПИДа и наркомании. Относительно творчества молодых, то меня смущает поголовное увлечение пишущих о чем угодно, но не о реальной жизни. Пишут исключительно однообразную фантастику, почерпнутую из западных боевиков.
Айдар Хусаинов (редактор отдела публицистики).
– У нас появилась еще одна литературная площадка, каждый месяц – 208 страниц текста. Но сказать, что в результате этого родились вещи, которые не возникли бы, не будь нашего журнала, я не могу. Другое дело – мы стали наших писателей приучать к постоянной работе на журнал. Не секрет, что из 200 писателей Башкортостана постоянно работали меньше десяти. Журнал провоцирует людей на творчество. Но мне кажется, нашей литературе не хватает скандальности в хорошем смысле этого слова. У нас не публикуются вещи, которые выходят из общепринятых рамок. Поэтому наш основной читатель – человек с устоявшимися взглядами.
– А можно сравнить “Бельские просторы”, например, с “Нашим современником”?
– “Наш современник” более скучный, чем журнал “Бельские просторы”. Сейчас, кстати, нет ни одного нескучного литературного журнала. Это произошло потому, что журналы подчинены идеологии. Например, журнал “Знамя” функционирует в координатах либеральных ценностей, литературы другой направленности для него просто не существует. У “Нашего современника” – противоположная позиция. Литература замещается идеологией. Будущее за такими журналами, как наш, в котором идеология лежит под спудом художественных текстов. Люди соскучились по обычному чтиву.
Юрий Андрианов (главный редактор):
– Изначально журнал был ориентирован прежде всего на школу. Необычайно популярен краеведческий раздел. Материалы, которые мы публикуем, не просто интересны, но и полезны. В школах они просто незаменимы. С введением нового предмета “Культура Башкортостана” потребовался огромный информационный массив, который еще не воплотился в учебники и учебные пособия. Краеведение сейчас читается лучше всякого детектива. Хоть весь журнал заполняй краеведением – отбоя не будет от читателя.
– А художественная литература?
– Множество произведений башкирских авторов существовало только на башкирском языке. Ни один выросший в городе башкир, татарин, тем более русский не может их прочитать. Горожане разговорным языком еще владеют, а письменной речью – за редким исключением. Теперь со всеми основными башкирскими произведениями можно ознакомиться в нашем журнале на русском языке.
Любому писателю сейчас раскрыться очень трудно. Журнал родился в самое нужное время. Он появился, когда настал критический момент: либо жизнь, либо смерть литературы.
Кроме того, сейчас не существует более доступного литературно-художественного журнала, чем наш. Благодаря государственной дотации один номер журнала стоит меньше десяти рублей. Для пенсионеров, учителей, интеллигенции это имеет существенное значение.
Трудно сказать, должен ли литературный журнал выполнять функции учебного пособия. Можно не соглашаться со взглядами башкирских писателей на современную литературу. Но одно очевидно – без поддержки общества, пусть в лице государства, искусству выжить сейчас невозможно.

Юрий ГОРЮХИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте