Лесными тропами индейца
Игра для 6-7-х классов
В фойе зала собираются команды-племена, в костюмах, в гриме, с реквизитом. В игровых залах ребятам предложены игры, кроссворды, шарады, загадки, фотосалон.
ДЕЙСТВУ[[smpbold]]ЩИЕ ЛИЦА: Вождь, Шаман, Минатаки – дух священного места Вейкан.
Звучит сигнал, означающий начало игры. Племена входят в зал, на заранее подготовленные места. На сцене стоят: Вождь и Шаман. Когда все зайдут в зал, звучит еще один раз сигнал, и Вождь, простирая руки в зал, обращается к племенам.
(Музыкальное оформление на вход племен в зал)
ВОЖДЬ: Братья! Великий вождь шлет послание доброй воли и дружбы. Благоухающие цветы – наши сестры, олень, лошадь, великий орел – все они наши братья. Скалистые вершины гор, соки лугов, жар лошадиной крови, человек – все мы члены одной семьи. Братья, пришел час помочь друг другу выжить. Чем больше мы будем знать друг о друге, чем больше мы будем помогать друг другу, тем больше мы будем любить друг друга. Дух Вейкан-Маниту! Ты готов устроить нашим меньшим братьям испытание?
ШАМАН: Дух Маниту, услышишь ли ты сегодня нас?
(Танец шамана с бубном. Игра со светом, страбоскоп, “пробуждение” духа Маниту – музыкальное сопровождение)
МАНИТУ: Я готов слушать вас, братья!
ШАМАН: Братья! Готовы ли вы дать священную клятву Маниту?
(Племена встают с мест и отвечают: “Хау! Хау! Хау!”)
ШАМАН: Великий Маниту! Сделай так, чтобы дорога через леса и степи была открыта для нас, чтобы сильнее стали наши руки, а глаза быстрее. Дай нам силу брата медведя, сделай храбрыми, как волки, ловкими, как хищная пума. И тогда даем мы клятву нашу. Все вместе: свободные не нарушают закон чащи. Мина-такия! Тингав-сусима!
ВОЖДЬ: Мои маленькие братья! Даю слово вашим племенам!
(Звучит сигнал. Племена представляют себя. Конкурс 1 – “Визитка племени”)
ВОЖДЬ: Великий Маниту! Наши маленькие братья готовы к твоим испытаниям. Кого первого ты вызываешь к себе?
МАНИТУ: Охотников!
(Звучит сигнал)
ШАМАН: Охотники, добытчики пищи, возьмите свои стрелы и пройдите к священному месту.
(Ребята проходят по сцене. Музыкальное оформление)
ШАМАН: О великий Маниту! Дай им силу медвежьих лап! Дай им твердость его когтей, дай отвагу лесного волка и неистовость дикой рыси!
(Звучат там-тамы. Ребята получают задания (стреляют по мишеням). Конкурс 2 – “Охотники”)
ВОЖДЬ: Уважаемые старейшины, готовы ли вы присудить свои “ку” самым метким и зорким.
(Подведение итогов 2 конкурсов)
МАНИТУ:
Возле озера над тихой,
Над прозрачною водою,
Видел он, как прыгал Нама,
Сыпля брызги, словно жемчуг:
Как резвился окунь Сава,
Словно солнца луч сияя.
Видел щуку, Маскенозу,
Сельдь речную, Окагавис,
Шогаши – морского рака…
Рыбаков хочу послушать.
ВОЖДЬ: Ждем рыбаков на священном месте!
(Под музыку ребята проходят на сцену. Получают задания. Конкурс 3 – “Рыбалка”)
ВОЖДЬ: Слово старейшинам. Подведение итогов.
МАНИТУ: В каждом племени шаманы разговор ведут со мною. Пусть попробуют ребята выполнить мои задания.
ШАМАН: Великий Маниту просит вас показать свои ритуальные танцы, а помогут вам мои амулеты, на которых изображены символы ваших танцев.
(Под музыку “шаманята” поднимаются на сцену, получают свой амулет. На обдумывание 30 секунд. Конкурс 4 – “Танец шамана”. Другие “шаманята” угадывают содержание танца.)
МАНИТУ:
Если спросите – откуда
эти танцы и легенды?
С их лесным благоуханием
Влажной свежестью долин,
Голубым дымком вигвамов,
Шумом рек и водопадов,
Шумом диким и созвучным,
Как в горах раскаты грома?
Я скажу вам, я отвечу:
“От лесов, равнин пустынных,
От озер страны полночной,
От страны Оджибузеев,
Из страны Дакотов диких,
С гор и тундр, с болотных топей,
Где среди осоки бродит
Цапля сизая, Шух-шух-га”.
ВОЖДЬ: Старейшины, ваши “ку” за лучшие танцы.
(Подведение итогов, музыка. Шаман вручает призы)
МАНИТУ:
Что ж, пора нам отправляться
Вдоль Мускадэ, чтоб увидеть Манамони,
И Минагу, голубику, и Одамин, землянику,
Куст крыжовника, Шабомин,
И Бимагут, виноградник,
Что зеленою гирляндой,
Разливая сладкий запах,
По ольховым сучьям вьется.
ВОЖДЬ: Ждем мы травников на состязание, вы попробуйте напитки и узнайте, что за травы вам заварены в сосудах.
(Конкурс 5 – “Травники”. Под музыку шаман разливает и раздает напитки из трав: мята, шиповник, ромашка, зверобой. Ребята дегустируют их и в карточках пишут ответы. Шаман подводит итоги)
ВОЖДЬ: Старейшины, готовы ли вы оценить дегустацию напитков?
(Подведение итогов)
МАНИТУ:
Знала я и Гайавату.
Всех зверей язык узнал он.
Имена их, все их тайны,
Как бобер жилище строит,
Где орехи белка прячет,
Отчего резва косуля,
Отчего труслив Вабассо;
Изучил весь птичий говор,
Имена их, все их тайны:
Как они вьют гнезда летом,
Где они живут зимою.
ВОЖДЬ:
Нам помогут следопыты
Вспомнить знания Гайаваты.
Мы устроим состязание:
След звериный, может, птичий
Пусть увидят и узнают.
В путь-дорогу, следопыты!
(Музыкальное оформление: шаман раскатывает “дорожки” следов. Ребята за 3-5 минут угадывают следы и записывают ответы в карточках. По окончании шаман зачитывает правильные ответы)
ВОЖДЬ: Слово старейшинам.
(Подведение итогов)
МАНИТУ: Мы в лесу живем и, значит, наблюдаем за природой. Нам цветок, жучок и птаха – все подскажут, что же ждет нас, дождь ли, снег ли, зной иль холод. Испытать хочу я наблюдательных.
ВОЖДЬ: “Синоптички”, подошел и ваш черед.
(Под музыку ребята выходят на сцену, выбирают карточку со знаком (зашифрованный символ). Племя угадывает значок. Старейшины следят за правильностью ответов)
МАНИТУ:
Вот я вынул трубку мира,
Очень старую, чудную.
С красной каменной головкой,
С чубуком из трости в перьях.
Наложу ее корою,
Закурю ее от угля,
Дам гостям я – чужеземцам.
ШАМАН: Всем вождям! К костру садитесь и готовьте свои речи.
(Вожди выходят на сцену)
ВОЖДЬ:
Вы, кто любите природу –
Сумрак леса, шепот листьев,
В блеске солнечном долины.
Бурный ливень и метели,
И стремительные реки
В неприступных дебрях бора,
И в горах раскаты грома,
Что, как хлопанье орлиных
Тяжких крыльев, раздаются.
Я даю вам эту трубку,
Чтоб прослушать Ваши речи.
(Вожди садятся вокруг “костра”, вождь дает им трубку мира. Блицтурнир, вожди задают друг другу вопросы)
ШАМАН: Пусть заговорит природа.
(Вожди произносят свои заранее приготовленные речи в защиту природы)
ВОЖДЬ: Слово старейшинам!
(Подведение итогов игры. Награждения)
МАНИТУ:
О дети, дети! Слову мудрости внемлите.
Слову кроткого совета от того, кто всех вас создал!
Дал я земли для охоты, дал для рыбной ловли воды,
Дал медведя и бизона, дал оленя и косулю,
Дал бобра вам и казарку.
Я наполнил реки рыбой, а болота – дикой пищей!
Будьте братьями друг другу.
Список используемой литературы:
1. ВНУКОВ Н.А. “Слушайте песню перьев”.
2. КЕРВУД Д. “Ошибка одинокого бизона”.
3. КУПЕР Ф. “Зверобой” и др.
4. ЛОНГФЕЛЛО “Песнь о Гайавате”.
5. ПРИШВИН М.М. “Серая Сова”.
6. САТ-ОК “Таинственные следы”, “Земля соленых скал”.
7. СЕТТОН-ТОМПСОН “Маленькие дикари”.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНКУРСЫ
I. Конкурс “охотников”.
Вождь приглашает на священное место “охотников” (по 1 человеку из команды). Ребятам предлагается выстрелить из луков по мишени. На мишенях прикреплены конверты с вопросами. Все вопросы конкурса связаны со знанием природы родного края, в данном случае Ленинградской области.
Например: виды каких зверей из Америки живут в Ленинградской области?
Получив задание, “охотникам” дается 15 сек. на размышление, затем каждый из них читает вопрос и дает ответ, если ответ неверный, то отвечает племя.
Ребятам могут быть предложены загадки. Данный конкурс может быть выездным, где им могут быть предложены более сложные и обьемные вопросы.
За правильный и полный ответ “охотник” получает одно “ку” – орлиное перо.
II. Конкурс “рыбаков”.
Данный конкурс состоит из двух заданий.
Первое задание: рыбак должен поймать рыбку и узнать ее.
(Это могут быть открытки или рисунок щуки, угря, ерша, окуня, сома).
Второе задание: ребята вытаскивают конверт с вопросом, на него даны три ответа, надо выбрать правильный ответ. Поочередно ребята читают вопрос и дают ответ, в случае неверного ответа слово за племенем.
Например, среди названий животных и растений выберите названия рыб: каменка, камнеломка, подкаменщик, камнешарка, каменушка. Вьюн, вьюнок, вьюрок.
За более полный и правильный ответ “рыбак” получает одно “ку”.
III. Конкурс “шаманят”
На жеребьевке ребята получают карточки с предложенными в них образами:
Синяя карточка: рысь, павлин, ветер, лягушка.
Красная карточка: олень, орел, змея, огонь.
Ребята должны с помощью движения, пластики, актерского мастерства изобразить один из четырех образов, получается танец-загадка, которую отгадывают шаманы других племен по принципу кто быстрее.
IV. Конкурс “травников”
Данный конкурс состоит их двух заданий.
Первое задание: дегустация фиточая. Предлагается три напитка: шиповник, мята перечная, ромашка аптечная. Ребята должны угадать в четкой последовательности предлагаемые напитки и записать их в карточки.
Второе задание: ребятам предлагаются отрывки из стихотворений, если необходимо, то они должны узнать, о каком лекарственном растении идет речь, и найти его в букете засушенных трав либо в гербарии.
Е. ПОЛЯШЕВА,
Е. АВИНСКАЯ
Санкт-Петербург
Комментарии