search
main
0

Досуг

Лесными тропами индейца

Игра для 6-7-х классов

В фойе зала собираются команды-племена, в костюмах, в гриме, с реквизитом. В игровых залах ребятам предложены игры, кроссворды, шарады, загадки, фотосалон.

ДЕЙСТВУ[[smpbold]]ЩИЕ ЛИЦА: Вождь, Шаман, Минатаки – дух священного места Вейкан.

Звучит сигнал, означающий начало игры. Племена входят в зал, на заранее подготовленные места. На сцене стоят: Вождь и Шаман. Когда все зайдут в зал, звучит еще один раз сигнал, и Вождь, простирая руки в зал, обращается к племенам.

(Музыкальное оформление на вход племен в зал)

ВОЖДЬ: Братья! Великий вождь шлет послание доброй воли и дружбы. Благоухающие цветы – наши сестры, олень, лошадь, великий орел – все они наши братья. Скалистые вершины гор, соки лугов, жар лошадиной крови, человек – все мы члены одной семьи. Братья, пришел час помочь друг другу выжить. Чем больше мы будем знать друг о друге, чем больше мы будем помогать друг другу, тем больше мы будем любить друг друга. Дух Вейкан-Маниту! Ты готов устроить нашим меньшим братьям испытание?

ШАМАН: Дух Маниту, услышишь ли ты сегодня нас?

(Танец шамана с бубном. Игра со светом, страбоскоп, “пробуждение” духа Маниту – музыкальное сопровождение)

МАНИТУ: Я готов слушать вас, братья!

ШАМАН: Братья! Готовы ли вы дать священную клятву Маниту?

(Племена встают с мест и отвечают: “Хау! Хау! Хау!”)

ШАМАН: Великий Маниту! Сделай так, чтобы дорога через леса и степи была открыта для нас, чтобы сильнее стали наши руки, а глаза быстрее. Дай нам силу брата медведя, сделай храбрыми, как волки, ловкими, как хищная пума. И тогда даем мы клятву нашу. Все вместе: свободные не нарушают закон чащи. Мина-такия! Тингав-сусима!

ВОЖДЬ: Мои маленькие братья! Даю слово вашим племенам!

(Звучит сигнал. Племена представляют себя. Конкурс 1 – “Визитка племени”)

ВОЖДЬ: Великий Маниту! Наши маленькие братья готовы к твоим испытаниям. Кого первого ты вызываешь к себе?

МАНИТУ: Охотников!

(Звучит сигнал)

ШАМАН: Охотники, добытчики пищи, возьмите свои стрелы и пройдите к священному месту.

(Ребята проходят по сцене. Музыкальное оформление)

ШАМАН: О великий Маниту! Дай им силу медвежьих лап! Дай им твердость его когтей, дай отвагу лесного волка и неистовость дикой рыси!

(Звучат там-тамы. Ребята получают задания (стреляют по мишеням). Конкурс 2 – “Охотники”)

ВОЖДЬ: Уважаемые старейшины, готовы ли вы присудить свои “ку” самым метким и зорким.

(Подведение итогов 2 конкурсов)

МАНИТУ:

Возле озера над тихой,

Над прозрачною водою,

Видел он, как прыгал Нама,

Сыпля брызги, словно жемчуг:

Как резвился окунь Сава,

Словно солнца луч сияя.

Видел щуку, Маскенозу,

Сельдь речную, Окагавис,

Шогаши – морского рака…

Рыбаков хочу послушать.

ВОЖДЬ: Ждем рыбаков на священном месте!

(Под музыку ребята проходят на сцену. Получают задания. Конкурс 3 – “Рыбалка”)

ВОЖДЬ: Слово старейшинам. Подведение итогов.

МАНИТУ: В каждом племени шаманы разговор ведут со мною. Пусть попробуют ребята выполнить мои задания.

ШАМАН: Великий Маниту просит вас показать свои ритуальные танцы, а помогут вам мои амулеты, на которых изображены символы ваших танцев.

(Под музыку “шаманята” поднимаются на сцену, получают свой амулет. На обдумывание 30 секунд. Конкурс 4 – “Танец шамана”. Другие “шаманята” угадывают содержание танца.)

МАНИТУ:

Если спросите – откуда

эти танцы и легенды?

С их лесным благоуханием

Влажной свежестью долин,

Голубым дымком вигвамов,

Шумом рек и водопадов,

Шумом диким и созвучным,

Как в горах раскаты грома?

Я скажу вам, я отвечу:

“От лесов, равнин пустынных,

От озер страны полночной,

От страны Оджибузеев,

Из страны Дакотов диких,

С гор и тундр, с болотных топей,

Где среди осоки бродит

Цапля сизая, Шух-шух-га”.

ВОЖДЬ: Старейшины, ваши “ку” за лучшие танцы.

(Подведение итогов, музыка. Шаман вручает призы)

МАНИТУ:

Что ж, пора нам отправляться

Вдоль Мускадэ, чтоб увидеть Манамони,

И Минагу, голубику, и Одамин, землянику,

Куст крыжовника, Шабомин,

И Бимагут, виноградник,

Что зеленою гирляндой,

Разливая сладкий запах,

По ольховым сучьям вьется.

ВОЖДЬ: Ждем мы травников на состязание, вы попробуйте напитки и узнайте, что за травы вам заварены в сосудах.

(Конкурс 5 – “Травники”. Под музыку шаман разливает и раздает напитки из трав: мята, шиповник, ромашка, зверобой. Ребята дегустируют их и в карточках пишут ответы. Шаман подводит итоги)

ВОЖДЬ: Старейшины, готовы ли вы оценить дегустацию напитков?

(Подведение итогов)

МАНИТУ:

Знала я и Гайавату.

Всех зверей язык узнал он.

Имена их, все их тайны,

Как бобер жилище строит,

Где орехи белка прячет,

Отчего резва косуля,

Отчего труслив Вабассо;

Изучил весь птичий говор,

Имена их, все их тайны:

Как они вьют гнезда летом,

Где они живут зимою.

ВОЖДЬ:

Нам помогут следопыты

Вспомнить знания Гайаваты.

Мы устроим состязание:

След звериный, может, птичий

Пусть увидят и узнают.

В путь-дорогу, следопыты!

(Музыкальное оформление: шаман раскатывает “дорожки” следов. Ребята за 3-5 минут угадывают следы и записывают ответы в карточках. По окончании шаман зачитывает правильные ответы)

ВОЖДЬ: Слово старейшинам.

(Подведение итогов)

МАНИТУ: Мы в лесу живем и, значит, наблюдаем за природой. Нам цветок, жучок и птаха – все подскажут, что же ждет нас, дождь ли, снег ли, зной иль холод. Испытать хочу я наблюдательных.

ВОЖДЬ: “Синоптички”, подошел и ваш черед.

(Под музыку ребята выходят на сцену, выбирают карточку со знаком (зашифрованный символ). Племя угадывает значок. Старейшины следят за правильностью ответов)

МАНИТУ:

Вот я вынул трубку мира,

Очень старую, чудную.

С красной каменной головкой,

С чубуком из трости в перьях.

Наложу ее корою,

Закурю ее от угля,

Дам гостям я – чужеземцам.

ШАМАН: Всем вождям! К костру садитесь и готовьте свои речи.

(Вожди выходят на сцену)

ВОЖДЬ:

Вы, кто любите природу –

Сумрак леса, шепот листьев,

В блеске солнечном долины.

Бурный ливень и метели,

И стремительные реки

В неприступных дебрях бора,

И в горах раскаты грома,

Что, как хлопанье орлиных

Тяжких крыльев, раздаются.

Я даю вам эту трубку,

Чтоб прослушать Ваши речи.

(Вожди садятся вокруг “костра”, вождь дает им трубку мира. Блицтурнир, вожди задают друг другу вопросы)

ШАМАН: Пусть заговорит природа.

(Вожди произносят свои заранее приготовленные речи в защиту природы)

ВОЖДЬ: Слово старейшинам!

(Подведение итогов игры. Награждения)

МАНИТУ:

О дети, дети! Слову мудрости внемлите.

Слову кроткого совета от того, кто всех вас создал!

Дал я земли для охоты, дал для рыбной ловли воды,

Дал медведя и бизона, дал оленя и косулю,

Дал бобра вам и казарку.

Я наполнил реки рыбой, а болота – дикой пищей!

Будьте братьями друг другу.

Список используемой литературы:

1. ВНУКОВ Н.А. “Слушайте песню перьев”.

2. КЕРВУД Д. “Ошибка одинокого бизона”.

3. КУПЕР Ф. “Зверобой” и др.

4. ЛОНГФЕЛЛО “Песнь о Гайавате”.

5. ПРИШВИН М.М. “Серая Сова”.

6. САТ-ОК “Таинственные следы”, “Земля соленых скал”.

7. СЕТТОН-ТОМПСОН “Маленькие дикари”.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНКУРСЫ

I. Конкурс “охотников”.

Вождь приглашает на священное место “охотников” (по 1 человеку из команды). Ребятам предлагается выстрелить из луков по мишени. На мишенях прикреплены конверты с вопросами. Все вопросы конкурса связаны со знанием природы родного края, в данном случае Ленинградской области.

Например: виды каких зверей из Америки живут в Ленинградской области?

Получив задание, “охотникам” дается 15 сек. на размышление, затем каждый из них читает вопрос и дает ответ, если ответ неверный, то отвечает племя.

Ребятам могут быть предложены загадки. Данный конкурс может быть выездным, где им могут быть предложены более сложные и обьемные вопросы.

За правильный и полный ответ “охотник” получает одно “ку” – орлиное перо.

II. Конкурс “рыбаков”.

Данный конкурс состоит из двух заданий.

Первое задание: рыбак должен поймать рыбку и узнать ее.

(Это могут быть открытки или рисунок щуки, угря, ерша, окуня, сома).

Второе задание: ребята вытаскивают конверт с вопросом, на него даны три ответа, надо выбрать правильный ответ. Поочередно ребята читают вопрос и дают ответ, в случае неверного ответа слово за племенем.

Например, среди названий животных и растений выберите названия рыб: каменка, камнеломка, подкаменщик, камнешарка, каменушка. Вьюн, вьюнок, вьюрок.

За более полный и правильный ответ “рыбак” получает одно “ку”.

III. Конкурс “шаманят”

На жеребьевке ребята получают карточки с предложенными в них образами:

Синяя карточка: рысь, павлин, ветер, лягушка.

Красная карточка: олень, орел, змея, огонь.

Ребята должны с помощью движения, пластики, актерского мастерства изобразить один из четырех образов, получается танец-загадка, которую отгадывают шаманы других племен по принципу кто быстрее.

IV. Конкурс “травников”

Данный конкурс состоит их двух заданий.

Первое задание: дегустация фиточая. Предлагается три напитка: шиповник, мята перечная, ромашка аптечная. Ребята должны угадать в четкой последовательности предлагаемые напитки и записать их в карточки.

Второе задание: ребятам предлагаются отрывки из стихотворений, если необходимо, то они должны узнать, о каком лекарственном растении идет речь, и найти его в букете засушенных трав либо в гербарии.

Е. ПОЛЯШЕВА,

Е. АВИНСКАЯ

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте