Накануне заседания Госсовета РФ, которое состоится завтра, 29 августа, в Кремле прошел брифинг для СМИ, посвященный программе модернизации российского образования. Ее представляли: руководитель рабочей группы – Сергей Катанандов, председатель Правительства Республики Карелия, Любовь Кезина – председатель Комитета образования Москвы, Виктор Болотов – заместитель министра образования России.
Главный тезис, прозвучавший на встрече, – восстановление ответственности и активной роли государства в сфере образования. Но модернизация образования – не ведомственный проект, ибо активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России. Именно поэтому на трех выездных заседаниях рабочей группы широко привлекались к обсуждению материалов разные специалисты, иногда с полярными взглядами и мнениями. Проведен социологический опрос, итоги которого входят в папку документов к основному докладу “Образовательная политика России на современном этапе”. Обобщен зарубежный опыт реформ в образовании, представлен аналитический обзор российского образования за последние десять лет, предложены поэтапные меры по модернизации образования: первоочередные (2001-2003 гг.), среднесрочные (2004-2005 гг.), долгосрочные (2006-2010 гг.).
Обновление, жизненная направленность содержания школьного образования – таков лейтмотив представленного документа. Последний раз содержание образования пересматривалось 40 лет назад. “Страна ушла далеко вперед, – заметила Любовь Кезина, – а мы продолжаем учить по-старому”. Кроме того, на изучение и освоение программ, которые мы даем детям, необходимо 167 часов, тогда как сама неделя состоит из 168 часов. Устаревшее и перегруженное содержание учебных курсов, их оторванность от реальной жизни отражаются на здоровье детей, тормозят развитие общества.
Обеспечив государственный образовательный стандарт, который, по словам Виктора Болотова, будет принят в этом году, необходимо ввести профильное обучение в старшей школе. Предлагается сделать обязательным экзамен по иностранному языку за курс средней школы и по информационным технологиям за курс основной школы. Существенно пересмотреть отношение к дисциплинам, обеспечивающим успешную социализацию учащихся, и изменить подход к воспитанию. Оно должно стать органичной составляющей педагогической деятельности.
Документ к Госсовету, идея разработки которого принадлежит Президенту России, готов. Сергей Катанандов назвал его консолидирующей программой. Масштабная акция государства, осуществляемая при активном содействии общества, должна привести к достижению нового качества российского образования.
Но документ, по словам Любови Кезиной, не предусматривает коренных, радикальных ломок. “Мы не стали называть его реформой”, – дополнил Сергей Катанандов. Не популярно это слово в России.
Ирина Димова
Комментарии