Эффективность мер государственной поддержки людей с инвалидностью активно обсуждалась на «Форуме действий» Общероссийского народного фронта 17-18 ноября. Одно из направлений этой работы – создание инклюзивной среды в российских вузах, позволяющей студентам-инвалидам получать качественное профессиональное образование для дальнейшего успешного трудоустройства. Исследование, проведенное в преддверии форума Центром независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза», показывает, что высшие учебные заведения в массе своей не готовы обеспечить условия для обучения людей с ограниченными возможностями.
В рамках мониторинга эксперты выясняли, в каком объеме информация об условиях поступления и обучения доступна для абитуриентов с инвалидностью. С этой целью в октябре 2014 года они изучили сайты 50 лучших отечественных вузов, входящих в Национальный рейтинг университетов России, а также опросили по телефону приемные комиссии учебных заведений, входящих в первую двадцатку рейтинга.Анализ интернет-ресурсов показал, что в полном объеме информация для граждан с инвалидностью представлена на сайте только одного вуза – Московского национального исследовательского технического университета им. Н.Э.Баумана. Правда, о возможности поступления людей с ограниченными возможностями информируют все высшие учебные заведения, но только 40 из них сообщают о порядке проведения вступительных экзаменов; лишь три учебных заведения рассказывают о специальных методиках обучения и только два – о формах обучения (среди них все тот же МГТУ им. Баумана и Томский национально-исследовательский государственный университет). Экспертов беспокоит и тот факт, что версия для слабовидящих граждан есть на сайтах лишь двух вузов – Санкт-Петербургского государственного университета и МГТУ им. Баумана.В ходе телефонных опросов члены всех приемных комиссий подтвердили возможность очного обучения у них студентов с ограниченными возможностями, однако особый порядок поступления действует в 18 из 20 изученных вузов, в семи приемных комиссиях смогли сообщить о различных формах обучения, в трех – о наличии специальных методик для инвалидов.«Необходимо провести полное изменение образовательной среды, которая сегодня мало приспособлена к потребностям людей с ограниченными возможностями. Первые результаты нашего мониторинга показывают, что многие вузы пока не готовы принять инвалидов. Либо они ничего не делают в данном направлении, либо информация об этом слишком закрыта и найти ее в свободном доступе невозможно. А сотрудники вузов, которые общаются с абитуриентами и их родителями, плохо осведомлены о возможностях учебного заведения», – прокомментировал руководитель Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев. По его словам, эксперты намерены совершить рейды по вузам Москвы и регионов, чтобы увидеть реальное положение дел. Кроме того, ОНФ планирует повторить мониторинг весной будущего года – накануне новой приемной кампании в вузы.Председатель правления Национального центра проблем инвалидности, эксперт ОНФ Александр Лысенко считает, что в вопросах повышения доступности образования для инвалидов нужно идти еще дальше: «Тема профессионального образования инвалидов для нас крайне важна, если мы говорим о необходимости трудоустраивать инвалидов на открытом рынке труда. А там существует только один основной критерий – конкурентоспособность специалиста, для которой нужно иметь хорошее профессиональное образование. Но надо понимать, что доступность высшего образования не сводится только к физической доступности вуза для студента-инвалида, это не только лифты, пандусы, дверные проемы, это еще и преподаватели, готовые к работе с инвалидами разных категорий, это адаптированные учебные программы, специальные учебные пособия, особые условия обучения, и на сайте любого вуза все они обязательно должны быть описаны».В нынешней ситуации, уверен Лысенко, вузам нужна поддержка государства. Программу «Доступная среда», которую правительство недавно продлило до 2020 года, необходимо широко обсудить с профессиональным и экспертным сообществом и максимально «заточить» под реальные нужды людей с ограниченными возможностями. Например, заложить средства на соответствующую адаптацию организаций профессионального образования. Кроме того, нужен федеральный ресурсный центр высшего профессионального инклюзивного образования для людей с инвалидностью, который занимался бы мониторингом ситуации в этой сфере, а также методическим и организационным обеспечением такой работы. В каждом вузе должен быть сотрудник, отвечающий за вопросы, связанные с обучением инвалидов. Эти простые шаги позволят сделать огромный рывок в сфере их профессиональной подготовки и исполнить поручения президента, считает эксперт ОНФ.По материалам сайта onf.ru
Комментарии