search
main
0

Доступно и просто. Начальные классы

Учителя начальных классов прислали в этом году на конкурс много очень интересных материалов. Видно, что педагоги серьезно и глубоко работают над различными образовательными проблемами. Но есть одна ложка дегтя в бочке меда конкурсных работ: часть материалов касается исключительно истории, культуры того или иного региона Российской Федерации, и это сужает возможность победы в «Ста друзьях». Ведь наш конкурс всероссийский, и опубликованными материалами будут пользоваться педагоги по всей огромной стране, а значит, тематику ваших конкурсных разработок, дорогие коллеги, нужно продумывать тщательнее. В этом году наша номинация оказалась самой многочисленной, преподаватели начальной школы прислали 140 работ по четырем конкурсным направлениям! Хотелось бы рассказать о лучших из них.

Номинация «Сценарии уроков»

Светлана Толстикова, учитель средней школы №7, города Саянска Иркутской области, прислала очень интересный комбинированный урок с элементами интегрирования (литературное чтение и окружающий мир). Тема «Владимир Владимирович Набоков. «Бабочки». Учитель использовала различные виды чтения, о которых педагоги редко вспоминают, подготовила глубокие серьезные вопросы по анализу произведения, привлекла дополнительный материал, придумала оригинальные задания на внимание, память. Не забыты здоровьесберегающие технологии.

Урок природоведения «Водоемы нашего края» Светланы Петровой, педагога средней школы №13 города Пскова, познавательный. Светлана Юрьевна использует необычный подход к подаче материала. Тема актуальна для изучения в начальной школе. Кроме того, учитель рассматривает водоемы как природное сообщество, а значит, учит детей находить закономерности и учитывать роль человека в этом сообществе. Материал дает возможность детям развивать мышление и память. Светлана Петрова берет для урока краеведческий материал, что позволяет расширить рамки учебника. Использование ИКТ придает таким занятиям новизну и вызывает интерес учеников.

Урок Татьяны Мусиенко (средняя школа №12 города Яровое Алтайского края) «Пожар» с элементами театрализации доступен и необходим детям. Цель занятия – не только познакомить учеников с теоретическими сведениями, но научить находить решения в чрезвычайной ситуации. Это в нашем современном мире очень актуально. Учитель использует групповые формы работы, стихотворный и наглядный материал. Ведущей деятельностью в начальной школе является игра – эту форму Татьяна Ивановна использует грамотно и целенаправленно. Ценно, что урок имеет практическую направленность.

Урок «Жуки и бабочки» педагога средней школы №31 города Бийска Алтайского края Натальи Перовой интересен по содержанию. В нем использовано много видов учебной деятельности, в занятие включены упражнения на развитие слухового внимания, зрительного внимания, занимательный игровой материал. С точки зрения психологии младшего школьника урок построен методически верно. На каждом этапе даются задания на развитие логики (ассоциативного, аналитического и синтетического мышления). Очень хороший воспитательный момент – бережное отношение к насекомым.

Интересно выстроен урок-мастерская «Материнская любовь» Тамары Авласенко (средняя школа №24 города Абакана Республики Хакасия). Дети анализируют понятие «любовь», размышляют, какой она может быть. На уроке происходит групповая работа. В финале дети по желанию придумывают стихотворение, лепят, рисуют. Творчество раскрепощает ребят, раскрывает их потенциал. На занятии проводятся анализ, обобщение, делаются выводы.

Материалы к уроку

Учебное пособие по русскому языку для 3-го класса «Словарь в картинках и головоломках» Римы Кононовой, преподавателя лицея №102 им. академика М.Ф. Решетникова города Железногорска Красноярского края, будет полезно как учителю (для наглядности на уроке), так и детям (еще один прием запоминания словарных слов). Для закрепления правописания трудных слов автор использует игры, ассоциации, загадки, ребусы, привлекающие внимание ребенка на уроке. Пособие отличается практической ценностью. Оно прививает ученикам любовь и уважение к русскому языку, вызывает интерес к занятиям.

Технологии и методики преподавания

И в эту номинацию Татьяна Мусиенко, уже упомянутая выше, прислала интересный материал «Создание особой образовательной среды вследствие включения ИКТ в учебный процесс» – урок «Как путешествует письмо». Это методически грамотное занятие, оформленное слайдами. Поставленная цель и задачи решаются на каждом этапе урока. Есть практическая работа, задания на развитие логического мышления. Использование ИКТ делает обучение более эффективным.

Проектная деятельность на сегодняшний день самая востребованная в современной школе. Особенно ценно, если проект выполнен учениками начальной школы. Проектная деятельность способствует активизации учащихся, дает возможность детям самореализоваться, применить знания и умения, учит сотрудничеству друг с другом. Проект «Бийск: острог, крепость, город» учителя начальных классов средней школы №1 города Бийска Алтайского края Валентины Кузяковой получился интересным и полезным.

«Формирование и развитие учебной мотивации школьников в процессе групповой работы при развивающем обучении» – так называется конкурсный материал преподавателя средней школы №4 города Губкинского Ямало-Ненецкого автономного округа Галины Киселевой. Как известно, формирование мотивации – одна из самых важных задач школы. Учитель делится своим опытом в этом направлении. Дан алгоритм групповой работы. Кроме того, представлен материал психологического характера. Хорошо раскрыта тема, показаны система работы учителя, принципы успешной организации обучения в группах, даны результаты. Материал особенно полезен для молодых специалистов.

Наталья Иванникова (средняя школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов города Бийск Алтайского края) – автор разработки «Модель урока на основе коммуникативно-деятельностного подхода». Написан материал доступно и просто. Дан алгоритм урока на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Выделена деятельность учителя, учеников, хорошо показана технология организации работы в группах.

Организация внеклассной работы по предмету

«Деревенские посиделки» – сценарий народного праздника педагога гимназии №4 города Норильска Красноярского края Алены Сериковой. Во время праздника происходит знакомство детей с жанрами устного народного творчества: потешками, прибаутками, частушками, песенками, поговорками, пословицами. Ученики приобщаются к обычаям и традициям русского народа, развивается их речь. Очень эмоциональное и яркое мероприятие!

Воспитатель группы продленного дня прогимназии №1 г. Электрогорска Московской области Татьяна Черналова создала сценарий экологической сказки «Не навреди!». Автор воспитывает у детей культуру общения с природой, бережное отношение к живому, любовь к своей земле, к родному краю. На мероприятии закрепляются знания детей о правилах поведения в природе.

Мероприятие в форме путешествия всегда увлекательно для детей. Воспитатель группы продленного дня 1-го класса гимназии №4 города Норильска Красноярского края Юлия Сахарова предложила своим ученикам «Путешествие по океану знаний». Задания подобраны интересные и разноплановые – из различных областей (математика, литература, русский язык, окружающий мир). Хорошо, что учитель запланировала не только подведение итогов, но и награждение особо отличившихся учеников.

Игру «Счастливый случай» прислали педагоги гимназии №44 города Новокузнецка Кемеровской области Р.Н. Маковкина, Л.В. Кувшинова, И.В. Сидорова, А.А. Большакова.

Игра-соревнование всегда привлекательна для детей. Это возможность проявить себя в той или иной области. Необходимо не только быстро ориентироваться в материале предметов «литературное чтение» и «окружающий мир», но и помогать своей команде, поддерживать командный дух. В сценарии много интересных и хитрых вопросов, которые выявляют знания детей по данным дисциплинам. Игра в точности повторяет все этапы известной телевизионной передачи, что тоже увлекательно.

Юлия ПИНЧУК, заместитель директора по начальной школе средней школы №1365, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте