search
main
0

Доступная среда по-заозерски. Инклюзивное обучение объединило город и село

Елена ЗАЙЦЕВА – директор школы №10 в Заозерье Прионежского района Карелии. Сельская школа, в которой учатся почти 200 детей из села и близлежащих деревень, расположена в 17 километрах от Петрозаводска. Если верить навигатору, то по времени эта дорога займет не более 35 минут. Правда, современные гаджеты не учитывают понтонный мост, по которому не может проехать, например, груженный стройматериалами самосвал. Большой автобус здесь тоже не пройдет – мост берегут для сообщения, в том числе и экстренного, для подвоза продуктов, «скорой», частных машин и небольших маршруток, благодаря которым в Заозерье добираются местные жители и те, кто здесь работает. Школа №10 в Заозерье на хорошем счету и в администрации Прионежья, и у Министерства образования Карелии. Она не просто дает знания детям, многие из ребят проводят здесь все свободное время.

Оптимизация – это хорошо!- У нас школа полного дня. И те ребята, кто не уходит или не уезжает домой сразу после уроков, могут быть заняты до 16 часов. Но и после этого времени в школе работают спортивные секции, ученики не уходят из школы до вечера, – рассказывает Елена Владимировна.На вопрос, о чем она мечтает как директор школы, Елена Владимировна ответить не успевает – вновь звонит телефон, а поскольку секретаря у директора нет, трубку она поднимает сама. Пока длится разговор, Людмила Анатольевна Пархомук, начальник Отдела образования и социального развития Прионежского района, рассказывает:- Особенность этой школы в том, что здесь была вовремя проведена оптимизация всех ресурсов. Это не значит, что здесь сократили ставки. Вовсе нет! Благодаря грамотному руководству удалось сохранить логопеда, психолога, ввести в штат дефектолога, лицензировать работу медкабинета, обновить оборудование в столовой, поставить пластиковые окна, по программе «Доступная среда» сделать пандус и оборудовать отдельные кабинеты для дефектолога и индивидуальных занятий для детей с ОВЗ. Школа использует любую возможность для развития и создания условий.- Вот вы о моей мечте спрашивали, – возвращается к разговору Елена Владимировна. – Я мечтаю, чтобы у нас появилась своя спортивная площадка, которой, по сути, у школы и не было никогда. Сейчас мы попали в программу софинансирования, вопрос о ее строительстве решается, мы ждем этого с нетерпением. Мечтаю, чтобы рядом с нами, желательно под одной крышей, находился детский сад, и дошколята росли бы на наших глазах.Кстати, этот проект в школе тоже пытались реализовать. Рядом с основным зданием школы стоит недострой. По замыслу в небольшом одноэтажном кирпичном здании должен был расположиться бассейн. Увы, денег на это в далеком 1995 году не хватило. По проекту, который был готов у администрации Прионежья, предполагалось это небольшое здание соединить переходом с основным и организовать в нем детсад. И снова из-за моста, по которому нельзя перевозить тяжелые строительные материалы, сделать это не удалось.Так что школа, которая во многом развивается вопреки всем внешним обстоятельствам и ограничениям, живет за счет внутренних ресурсов, грамотного планирования и… любви к детям.Иначе и быть не могло…- Я много лет работала учителем начальных классов, затем учителем русского языка и литературы, а теперь занимаюсь индивидуально с ребятами русским и математикой, – рассказывает Анна Анатольевна Костоусова, которая в апреле отметит 40-летие профессиональной деятельности. – В нашей школе учатся 10 детей с индивидуальным образовательным маршрутом. У всех ребят разные особенности и успехи, но я уверена, что все они должны учиться в школе. У нас для этого созданы все условия: отдельные кабинеты, штат специалистов. Для остальных школьников это тоже полезно – они учатся принимать сверстников, взаимодействовать с ними и помогать….В третьем классе перемена. Ребята, у каждого из них своя одноместная парта, резво бегают и даже не замечают, когда в классе вместе с мамой появляется Влада.- Владушка учится с нами с первого класса, – рассказывает Ирина Анатольевна Кокунова, учитель с 30-летним стажем. – С самого начала никаких проблем не возникало – с пониманием к девочке отнеслись и ребята, и их родители. Да я и не представляю, что могло бы быть иначе! Сейчас Влада ходит сама – помогли несколько операций, а до этого передвигалась на коляске.- Я люблю школу. Здесь у меня друзья. Мне нравится заниматься русским и английским, а вот с математикой получается не очень. Я хочу учиться вместе со всеми, – говорит Влада, которую окружили одноклассницы.На предложение сфотографироваться девочки реагируют с радостью. Улыбаются абсолютно все  и даже мама Влады, которая видит, как свободно и легко общается ее дочь.Знакомство с Даней проходит в более камерной обстановке. Дефектолог Анастасия Александровна Зенкова рассказывает, что программа инклюзии в школе началась именно с этого мальчика, который восемь лет назад пришел, вернее, приехал в кресле в первый класс школы.- Даня умеет говорить «да» и «нет», у него большой пассивный словарный запас, он многое понимает, – поглаживая мальчика по руке, говорит учительница.На мой вопрос о том, чему учит работа с особыми детьми, Анастасия Александровна отвечает сразу:- Терпению и умению принимать детей такими, какие они есть, а еще радоваться маленьким победам. Например, научился у меня кто-то букву писать – мы это с учителями обсуждаем, этому и радуемся.Открыты для всех и всегдаВ кабинете, светлом и солнечном, находится все необходимое для комфортной работы – специальные тренажеры, турники, полностью оборудованный санузел, даже кушетка и сухой бассейн.- Может быть, некоторым из наших учеников и нужна специальная коррекционная школа, но чаще ребенка из Заозерья приведут к нам – мы находимся ближе, чем все остальные спецшколы или интернаты. Так что для многих вариант инклюзивного обучения в рамках сельских школ при наличии соответствующих условий и команды специалистов – это благо, – считает Анастасия Зенкова.И все же в чем успех, казалось бы, сельской школы, рядом с которой находятся большой город и еще одна школа отдаленного района Петрозаводска?- Эта школа, которая поддерживает любую инициативу, находится в поиске ресурса для развития, многое удалось сохранить и развить благодаря управленческим решениям директора, – уверена Людмила Пархомук. – К тому же в школе в тесном тандеме работают опытные и молодые учителя. Более половины коллектива – это выпускники школы, которые вернулись сюда после вуза.- У нас средний возраст педколлектива – 38 лет, – уточняет Елена Зайцева. – Мы делаем все возможное, чтобы наши выпускники возвращались в родную школу, помогаем им расти профессионально, поддерживаем их в стремлении повышать квалификацию, участвовать в конкурсах профмастерства, любую инициативу приветствуем!Отдельная часть нашей работы – это взаимодействие с социумом. В селе нет Дома культуры, поэтому все значимые события – концерты, собрания – мы проводим в школе. Спортзал и тренажерный залы открыты для тренировок жителей Заозерья. Все чаще в школу приходят городские дети, растет число многодетных семей, а в будущем году мы снова набираем два первых класса.Уже перед отъездом я разговорилась с бабушкой одного из учеников:- Мой внук любит школу и всегда торопится к учителям. Ему нравится даже дорога – иногда мы приезжаем в школу из Петрозаводска. Любит физкультуру, математику, русский. Сам учебный процесс тоже доставляет Андрею удовольствие. Я вижу, как он меняется – узнает новое, учится считать и писать, а вот читать любит не очень. Андрей учится в третьем классе, два года он ходит в эту школу, а с городской у нас не заладилось. Я переехала в Заозерье ради внука….Кстати, свой кабинет директор оборудовала в последнюю очередь. Сначала в школе №10 Заозерья закупали интерактивные доски, проекторы, компьютеры, потом меняли мебель и оснащали помещения по программе «Доступная среда», а со своими помещениями Елена Владимировна не спешила, ведь там все просто и без затей. Может быть, в этом тоже кроется секрет? Секрет любви к детям, своим коллегам и своей школе.с. Заозерье, Республика Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте