search
main
0

Доступная среда не противопоставляется коррекционному образованию

​Из 567 тысяч детей-инвалидов в Российской Федерации 90 процентов детей с физическими отклонениями и три четверти детей с ментальными отклонениями, по оценке многих экспертов, совершенно спокойно могут учиться в обычных образовательных заведениях при условии создания доступной среды в этих учреждениях.

До вступления в действие государственной программы «Доступная среда» в стране было 1226 обычных школ, приспособленных для обучения детей-инвалидов, – чуть больше 2 процентов. Стоит задача существенно поднять число этих учебных учреждений, создать сеть базовых образовательных учреждений, в которых будут формировать такие условия, чтобы в обязательном порядке обеспечить каждому ребенку-инвалиду возможность (если такая возможность у него физически существует и есть такое желание) выбрать обычное образовательное учреждение и проходить обучение там.Свыше 204 тысяч обучаются в России в коррекционных образовательных учреждениях. Доступная безбарьерная школа ни в коей мере не должна противопоставляться коррекционному образованию. Мы ставим задачу лишь расширить возможности для обучения детей, не отвергаем и не противопоставляем это коррекционному образованию, которое должно получить новый толчок к развитию, безусловно, сохраниться и развиваться в своем собственном ключе.Очень важная для инвалидов тема – реформирование медико-социальной экспертизы. В рамках идеологии госпрограммы закладывается не только физическая доступность, но и доступность самого образовательного процесса. Медико-социальная экспертиза, проводя освидетельствование ребенка-инвалида, конечно же, может выдать правильные рекомендации, а наша задача – установить механизм реализации этих рекомендаций. Мы надеемся, что в этом году будет проведена специальная научно-исследовательская работа, которая позволит специалистам психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе и специалистам, которые работают в самих образовательных учреждениях, учитывать и реализовывать индивидуальную программу реабилитации. Хотелось бы в этом отношении объединить усилия и родителей, и педагогов, и учреждений МСЭ, выработать такую комплексную программу. Эта работа была начата в пилотных субъектах в мае. Главное бюро медико-социальной экспертизы, отвечающее за реализацию «пилотов», в настоящее время заключило соглашение, в том числе с образовательными учреждениями, для того чтобы отработать вот эту взаимосвязь, чтобы наладить обратную связь.Одновременно принимаются меры по улучшению обеспечения детей-инвалидов и вообще всех инвалидов техническими средствами реабилитации с постепенной заменой устаревших технических средств на более современные и востребованные. Дети-инвалиды используют эти средства в ходе учебного процесса. В 2011 году объем ассигнований из федерального бюджета на эти цели увеличен на 80 процентов. Это беспрецедентный шаг, задача – выйти на полное обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации как по количеству, так и по качеству. Значительные средства и масштабные мероприятия для решения этой задачи предусмотрены и в государственной программе.Обращение инвалидов в службу занятости по итогам прошлого года значительно возросло. Оно не идет ни в какое сравнение с предыдущими годами. Я думаю, что это результат работы всего сообщества и, конечно, вклад информационной кампании.Конвенция ООН о правах инвалидов посвящает целый раздел образованию, декларирует инклюзивность, доступность образования, причем любого его уровня, помимо большого законопроекта, который вносит соответствующие изменения в нормативные акты, были разработаны и в первоочередном порядке направлены на согласование другие законодательные инициативы.В Правительство РФ внесен законопроект об улучшении условий обучения в школах слабослышащих детей, обеспеченности бесплатными учебными пособиями, техническими средствами реабилитации и услугами по тифлосурдопереводу. Уже в 2012 году предусмотрено выделение средств для оснащения специальным компьютерным оборудованием образовательных учреждений, в которых учатся дети-инвалиды по зрению, это свыше 45 млн рублей для Всероссийского общества слепых.В проект нового закона об образовании удалось включить специальную статью «Организация получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья». Наиболее ценными, на мой взгляд, в этой статье представляются два нововведения: обязательность установления особых стандартов, особость образовательного процесса для инвалидов, в том числе по оснащению учебного процесса в коррекционном, инклюзивном, надомном и дистанционном режимах. Это обеспечит возможность непрерывного образования на протяжении всей жизни, это та беспрерывность, к которой мы все должны стремиться. В настоящее время осуществляются согласование и доработка законопроекта о внесении изменений в связи с ратификацией конвенции. Многие из этих изменений позволят улучшить инклюзивность образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте