Государство сегодня старается обеспечить каждому ребенку с ОВЗ уже с раннего или дошкольного возраста доступную и полезную для его развития форму инклюзии. Однако инклюзия не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими – традиционными и инновационными -и ни в коем случае не противопоставляться специальному образованию.
На наш взгляд, сегодня перед системой образования детей с ОВЗ стоят следующие задачи. Во-первых, необходимо непрерывное коррекционно-развивающее сопровождение ребенка на всех возрастных этапах, начиная с первых месяцев и лет жизни. Во-вторых, для детей-инвалидов в условиях образовательных учреждений должна быть создана единая зона реабилитационного пространства с индивидуально-комплексным подходом к каждому ребенку. В-третьих, нужно наладить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров: специальных педагогов, специальных психологов, социальных педагогов и педагогов общеобразовательных учреждений для профессиональной деятельности в условиях как специальной, так и инклюзивной образовательной среды. Зачастую родители детей с нарушениями развития испытывают своеобразный информационный голод. Некоторые из них понимают, что их детям необходимо именно специальное коррекционное образование, но много и таких, которые хотят только в массовую школу. Им трудно понять, насколько порой глубока патология развития у ребенка, справится ли он со школьной программой, будет ли мешать на уроках другим или не будет, сможет вписаться в коллектив или нет. Необходимо проводить опросы родителей детей, которые оканчивают специальные и массовые школы, и оглашать результаты в СМИ. Возможно, те, кто сегодня думает о будущем своего ребенка, на примере других поймут разницу между специальным и инклюзивным образованием и сделают правильный выбор. А еще целесообразно, на наш взгляд, создание вариаций внутри одного комплекса. Например, общеобразовательная школа, школа VIII вида, два детских сада – обычный и логопедический. И тогда дети с разными образовательными потребностями будут спокойно переходить не в новое учреждение, а в свою же школу, только с разными формами и ступенями обучения. Можно также открыть классы разных ступеней в здании одной школы, к примеру, класс коррекционной поддержки. Желательно еще хотя бы условное профилирование инклюзивной школы. Допустим, одни школы условно специализируются и успешно накапливают опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра, другие – с детьми с двигательными нарушениями, третьи педагоги владеют навыками обучения слабовидящих детей. Ведь даже школьные логопеды и психологи часто не знают на должном уровне проблемы всех учащихся, что уж говорить об обычном учителе. Самое главное для ребенка с нарушениями развития – его социальная адаптация. Это не только пребывание в детском коллективе, она включает в себя массу разных понятий. Например, освоение социально-бытовых навыков, профориентация детей-инвалидов – это целое искусство, которым мало кто занимается. В специальных школах есть уроки, где детям преподают, как вести себя в транспорте, приготовить еду, постирать. Более того, каждый ученик получает хотя бы какую-то, пусть посильную, профессиональную подготовку в трудовых мастерских, что дает ему в будущем шанс заработать на хлеб.Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями.Наталья ГАВРИЛЫЧЕВА, директор школы №51;Оксана ПРИХОДЬКО, председатель управляющего совета школы №51, зав. кафедрой логопедии МГПУ
Комментарии