search
main
0

Доступ к образованию должен быть равным для всех

Анна ХАЛЕВА, начальник Зеленоградского окружного управления образования:

– Переход экономики страны к рыночным отношениям затронул и сферу образования. На деятельность ОУ негативное воздействие стали оказывать такие факторы, как социальная и экономическая нестабильность в обществе, а также неполнота нормативно-правовой базы в области образования, в том числе и по оказанию платных образовательных услуг. На основе результатов проведенных плановых проверок, а также результатов проверок контрольных органов в нашем округе проанализирована практика оказания платных образовательных услуг в подведомственных учреждениях.

Дополнительным образованием в округе охвачены до 80% детей и подростков, причем практически в равной степени как в учреждениях дополнительного образования (их в округе 8), так и в учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

В учреждениях дополнительного образования в различных студиях и объединениях возможность бесплатного обучения имеют 17000 детей, 50% дошкольных учреждений охватывают более 4000 воспитанников дошкольного возраста, в школах созданы условия для занятий в различных объединениях более 30000 учащихся.

Весной прошлого года мы провели коллегию «О развитии системы дополнительного образования в учреждениях округа». В ходе подготовки к коллегии мы провели мониторинг, опросили руководителей учреждений, педагогов дополнительного образования, учащихся и родителей на предмет доступности, эффективности и качества дополнительного образования, в том числе и платных образовательных услуг.

Анализ показал, что содержание дополнительного образования реализуется по всем направлениям. Однако количественные показатели охвата детей по направлениям показывают определенную диспропорцию в предлагаемых видах деятельности. Так, в занятия художественно-эстетической деятельностью от общего числа детей, занимающихся в дополнительном образовании, вовлечено 47,3%, физкультурно-спортивной – 26,2%, по другим направлениям процент охвата составляет от 1 до 5%. Платные услуги предлагаются по этим же направлениям, потому что пользуются спросом потребителей, притом что ограничений по введению дополнительных ставок в штатные расписания учреждений нет.

Если ограничений по введению дополнительных ставок нет, то есть ли необходимость в оказании платных дополнительных услуг?

Руководители и педагоги однозначно отвечали, что в условиях недофинансирования перед ОУ встают вопросы поддержания своего финансового состояния и поиска источников развития. Очевидно, что внебюджетная деятельность позволяет ОУ осуществлять стратегию развития и совершенствовать материально-техническую базу.

Родители же уверены, что качество предоставляемых платных услуг выше, чем бесплатных, выше ответственность педагога за конечный результат, по мнению родителей, педагог больше внимания уделяет индивидуальной работе с детьми.

В соответствии с этим можно сделать такие выводы:

платные образовательные услуги необходимы, их надо развивать, однако при строгом соблюдении существующего законодательства;

повышать качество образовательных услуг, предоставляемых в рамках бюджетного финансирования.

Соответственно встал вопрос регулирования соотношения платных и бесплатных услуг.

Решением коллегии были выделены приоритеты: обеспечение бесплатности и равного доступа детей к дополнительному образованию. Мы определили объем платных образовательных услуг в учреждениях системы дополнительного образования, объем (по решению коллегии) не должен превышать 12% от утвержденного учебного плана основной образовательной деятельности.

Это дало свои результаты. Уже в этом учебном году платные услуги составляют в общей сложности не более 10% от общего количества услуг дополнительного образования в образовательных учреждениях, в учреждениях допобразования – не более 4%.

Поэтому предлагаемые ограничения и внедрение допустимых норм количества часов для оказания ПОУ педагогами в соответствии с их основной педагогической нагрузкой позволяют регламентировать процесс организации платных образовательных услуг в том или ином учреждении.

Соблюдается также обязательное требование, что учреждения дополнительного образования наряду с платными объединениями реализуют аналогичные услуги бесплатно. Это позволяет полностью обеспечить детей из многодетных семей бесплатным обучением. В округе обучаются 2316 детей из 1529 многодетных семей. 1806 (78%) детей охвачены услугами дополнительного образования. Из них 1482 (64%) обучаются в учреждениях дополнительного образования.

При предоставлении платных услуг не должны ухудшаться доступность и качество услуг, предоставляемых в рамках бюджетного финансирования.

Это очень важно. Методический центр разработал рекомендации по единым требованиям к составлению учебных планов учреждений дополнительного образования (как на платной, так и бесплатной основе). В мониторинг деятельности учреждений включены вопросы качества образовательных дополнительных программ, состояния методического обеспечения. С этого учебного года в должностные обязанности одного из специалистов управления образования включены обязанности по контролю за организацией платной образовательной деятельности. Все учебные планы оказания платных образовательных услуг проходят в сентябре согласование, сдаются расписание, внутренние приказы, после чего только издается приказ по управлению, в котором устанавливается доплата руководителю учреждения за организацию платных образовательных услуг.

Конечно, такое жесткое регламентирование имеет и негативные последствия. Некоторые образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования (в том числе наше самое большое учреждение – Дворец творчества) отказались от оказания платных образовательных услуг.

Причины мы видим в следующем. Возрастает ответственность руководителя учреждения за организацию платных образовательных услуг, увеличивается количество оформляемых документов, грамотная организация маркетинга на уровне учебного заведения, то есть выявление потенциальных потребителей услуг, изучение их спроса, доведение до потребителей информации о содержании и качестве предлагаемых услуг, обеспечение рентабельности требуют много времени. На наш взгляд, введение ограничений на оплату работы педагогов (оплата часа занятий при оказании платных образовательных услуг не превышала оплаты за час занятий на бесплатной основе) оправданно. Однако размер доплаты, устанавливаемый руководителю учреждения, – до 30% от ставки (а ставка руководителя составляет 27000-28000 рублей), необходимо пересмотреть. Несмотря на количество услуг и общий доход (хоть 500000 рублей в месяц, хоть 100000 рублей), руководитель получает фиксированную зарплату в 8000-9000 рублей в месяц, что намного меньше, чем зарплата педагога, а ответственность лежит на его плечах.

Если взять в пример приказ Департамента здравоохранения «О мерах по упорядочению практики оказания платных медицинских услуг», то размер материального поощрения главному врачу устанавливает соответствующий по подчиненности орган управления здравоохранением в процентном отношении от собираемых средств.

Мне кажется, что это было бы правильным, а то за разный объем оказываемых услуг и неодинаковую ответственность руководители получают одинаковую плату – 30% от ставки. При этом можно жестче применять дисциплинарные меры воздействия в случае выявления нарушений в работе ОУ, в том числе снижения качества, нанесения ущерба основной деятельности, выразившихся в сокращении объема и доступности бесплатных услуг, несвоевременного оформления финансовых и других документов, можно регулировать процент доплаты руководителю, приостанавливать разрешения на оказание платных услуг. Уверена, что тогда все деньги поступали бы на счет через Сбербанк и было бы меньше нарушений, связанных с несоответствием действительного количества обучающихся и количества заключенных договоров.

Необходимо обратить внимание на информирование родителей как обязательное условие оказания платных услуг.

На сайте ОУ необходимо публиковать всю информацию о платных услугах:

Виды услуг, как платных так и бесплатных. Особенности программ. Родители должны видеть альтернативу, у них должно быть право выбора.

Анализ цен и расчет себестоимости услуги. Это важно, потому что, как показал мониторинг, родители не знают, на что тратятся деньги, большинство считают, что все идет на зарплату педагогу.

Должна быть информация о льготах, предоставляемых учреждением для отдельных категорий, потому что многие об этом не знают.

Ну и соответственно расписание, режим работы, темы занятий, можно фотографию педагога с краткой аннотацией его педагогической деятельности, фотографии с занятий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте