«Дети не обязаны любить классическую литературу», – сегодня эта фраза очень часто звучит со страниц периодических изданий и на просторах Интернета. И почему-то в голову никому не приходит написать: «Дети не обязаны любить математику, физику, химию и так далее. А что «обязаны» любить наши дети?
Да, я согласна, что чтение должно быть естественной потребностью человека, как потребность в любви. Но потребность не появится сама по себе, если маленького человека этому не учить, если не показать ему, как нужно уметь любить, какие книги нужно читать, если не сеять в нем «разумное, доброе, вечное». Многие современные подростки считают, что чтение книг – это ненужное и бессмысленное занятие, всю информацию можно найти одним кликом мыши, а художественное произведение прочитать в кратком содержании. Своим ученикам я обычно говорю: «Скажи честно, что ты не прочитал, но не пересказывай по краткому содержанию, потому что в будущем ты никогда не захочешь прочитать эту книгу. Она тебе уже неинтересна». Вот и пытаешься читать больше с ними на уроке, находить такие методы преподавания, чтобы достучаться до их сердец. В этом очень хорошо помогают творческие лаборатории, или мастерские.Каждый человек – загадка, и не надо забывать об этом. Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий). Можно писать, рисовать, можно даже позаимствовать что-то интересное у соседей. «Почему бы не изображать слова, не орать, не дарить их?» – и это не вопрос, а утверждение одного из основателей «Мастерских» Пьера Колена.Идет урок в 7-м классе, изучаем японскую поэзию хокку. Предлагаю задание: напишите «Красота – это…» Свое понимание сформулируйте словом, словосочетанием или предложением.«Красота – это что-то неповторимое и изумительное; красота – это все живое, созданное природой; красота – это состояние души, если душа парит, то и все вокруг кажется прекрасным», – так пишут наши дети.И после прочтения стихотворений ученики выписывают слова или словосочетания, которые составляют ассоциативный ряд со словом «красота», а затем выносят одно из слов в заголовок и составляют свой собственный текст. И что-то начинает раскручиваться в уме, строятся какие-то тонкие мостки, соединяющие «Я» каждого участника, его сознание и рабочий материал. Каждый пишет свое. Результаты могут быть совершенно неожиданные и различные, но в этом и заключается смысл.ЛунаЛуна сверкает на небе среди бесчисленного количества звезд. Красивая, излучающая светло-голубой цвет, она освещает дорогу заблудившемуся путнику. Луна не может жить без звезд, а звезды не могут жить без нее. Жить на небе и освещать леса, поля, реки, дороги, озера, моря и океаны – это предназначение луны. Ей не бывает одиноко. Среди звезд она чувствует себя превосходно, ведь они друзья. (Катя Ц.)ЛунаНекормленая собака с грустными глазами сбегает с нашего крыльца и смотрит на луну. Мы ее не кормим, потому что она нас совсем не охраняет. На прошлой неделе, когда мы ездили в город, к нам залезли воры и унесли все, что плохо лежало. Наверное, когда они перелезали через забор, она смотрела на них такими же грустными глазами, как сейчас на луну. Она воет. Воет уже полчаса. Ей грустно. Как и всем нам. Собака, воющая на луну, – самое грустное зрелище. Мы впускаем ее в дом. Кормим и ласкаем. А она продолжает смотреть на нас грустными глазами. В них словно застыла огромная луна. (Егор Ж.)Каждый человек – индивидуальность, одна и та же информация вызывает разный отклик, разное понимание. Не всегда ученик готов перед тобой и классом полностью раскрыться. Учитель должен создать соответствующую атмосферу, привести участников в состояние творческого подъема, но этого не произойдет, если он на самом деле не сочувствует ученикам. А потом они начинают читать свои «произведения» вслух. И если на уроках литературы мы обычно даем знания о чужом духовном опыте, то в подобной мастерской вырабатывается собственный. И если у ребенка получается, а у него, как правило, получается, он готов уже не только к дальнейшему творчеству, но и к исследованию. Сорок пять минут урока превращаются в удивительное путешествие, которое приносит не только научные знания по предмету и умения ими пользоваться, но и позволяет осознать себя как талантливого человека.И после проведения ряда занятий начинаешь вдруг иначе смотреть на некоторых своих учеников, а они на тебя. И ты начинаешь проявлять интерес к их творчеству, а они – к творчеству писателей, к новым произведениям. И им хочется уже прочесть книгу не в кратком содержании, а целиком, как она есть.Ирина МОРОЗОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1637, заслуженный учитель РФ
Комментарии