Федеральное Собрание Российской Федерации
Обращение Государственной Думы
Принято постановлением от 10.04.2002
N2634-III ГД
К Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову о назначении педагогическим работникам образовательных учреждений досрочной трудовой пенсии по старости
Уважаемый Михаил Михайлович!
Депутаты Государственной Думы в целях сохранения квалифицированных кадров в системе образования и обеспечения справедливости в обществе на протяжении последних лет неоднократно обращались в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о необходимости включения ряда профессий и должностей педагогических работников образовательных учреждений в соответствующие списки, утверждаемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с которыми указанным лицам назначалась пенсия за выслугу лет.
Так, было принято постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 сентября 1997 года N1710-II ГД “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “К Правительству Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N463 “Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет” и о внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 “Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет”.
5 марта 1999 года и 25 февраля 2000 года Государственная Дума направила в Правительство Российской Федерации парламентские запросы о назначении педагогическим работникам образовательных учреждении пенсии за выслугу лет, а также о дополнении списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N463:
профессиями и должностями, которые ранее значились в списке, но были исключены из него в 1991 и 1993 годах;
должностями, которые не значились в списке, но деятельность педагогических работников образовательных учреждений на которых непосредственно связана с образовательным процессом;
профессиями и должностями, которые были переименованы или впервые введены в образовательных учреждениях.
Конкретно речь шла о профессиях и должностях музыкальных руководителей, концертмейстеров, старших пионерских вожатых (старших вожатых), методистов, старших методистов, руководителей физического воспитания, старших мастеров, руководителей структурных подразделений, деятельность которых связана с образовательным процессом, педагогов-психологов (психологов), социальных педагогов, преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), педагогов-организаторов, классных воспитателей, инструкторов по труду, инструкторов по физической культуре, педагогов дополнительного образования (руководителей кружков) и о других должностях педагогических работников, занятых педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Предлагалось также восстановить право на пенсию за выслугу лет медицинским работникам школ, школ-интернатов, детских домов и других учреждений для детей и включить в трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, время преподавательской работы, осуществлявшейся помимо основной работы в том же учреждении для детей, время исполнения обязанностей по воспитанию детей приемными родителями приемных семей, а также время работы за границей по профессиям и на должностях, дававшей право на указанную пенсию, в том числе время работы в союзных республиках, входивших в состав СССР, время работы в государствах, ранее являвшихся союзными республиками СССР, а также время преподавательской работы:
в образовательных учреждениях, получивших новые наименования;
в образовательных учреждениях, не являвшихся юридическими лицами, но являвшихся структурными подразделениями образовательных учреждений или предприятий, учреждений, организаций;
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях со дня вступления в силу Закона Российской Федерации “Об образовании” до дня государственной регистрации таких образовательных учреждений.
После издания постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1067 “Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей” (далее – Список) с последующим внесением в него соответствующих изменений и дополнений (постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2000 года N240, постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N79) возросло количество обращений органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и педагогических работников образовательных учреждений в Государственную Думу о назначении педагогическим работникам образовательных учреждений пенсии за выслугу лет, так как указанное постановление не способствовало решению социальных проблем в системе образования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1067 из специального трудового стажа педагогических работников образовательных учреждений, с учетом которого осуществлялась выплата пенсии за выслугу лет, было исключено время работы, предусмотренное списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N463:
на должностях старшего тренера-преподавателя, заведующего (заместителя заведующего) дошкольным образовательным учреждением, директора (заместителя директора) межшкольного учебного комбината и учреждения дополнительного образования детей, преподавателя музыкальной школы, преподавателя художественной школы, преподавателя школы искусств и культуры;
в домах ребенка;
в негосударственных образовательных учреждениях.
Кроме того, в специальный трудовой стаж педагогических работников образовательных учреждений, с учетом которого осуществлялась выплата пенсии за выслугу лет, не было включено время работы:
на должностях старших пионерских вожатых (пионерских вожатых);
по некоторым профессиям и на должностях, которые были переименованы или впервые введены в образовательных учреждениях.
Помимо этого, с 1 ноября 1999 года не смогли получать пенсию за выслугу лет:
учителя (за исключением учителей начальных классов), воспитатели и другие педагогические работники в случае, если они не имели полного объема педагогической нагрузки;
педагогические работники на соответствующих должностях в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, центрах образования, открытых (сменных) общеобразовательных школах, вечерних (сменных) профессиональных училищах и учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) при условии обучения в указанных образовательных учреждениях менее 50 процентов обучающихся в возрасте до 18 лет;
директора (начальники, заведующие) образовательных учреждений, если они не осуществляли преподавательскую работу в образовательном учреждении в объеме 240 часов в год;
директора (начальники, заведующие) образовательных учреждений среднего профессионального образования, если они осуществляли преподавательскую работу в образовательном учреждении в объеме менее 360 часов в год.
Одновременно согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1067 в специальный трудовой стаж педагогических работников образовательных учреждений, с учетом которого осуществлялась выплата пенсии за выслугу лет, было включено время работы, не предусмотренное списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N463:
по профессиям и на должностях музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), педагога дополнительного образования, но только в отдельных учреждениях дополнительного образования детей, поименованных в Списке;
на должностях, включенных в Список, в структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций, не предусмотренных Списком;
на внештатных должностях при наличии полного объема учебной нагрузки в том же образовательном учреждении, в котором работник занимал штатную должность.
Однако вызывало недоумение то, что согласно новому порядку периоды работы педагогических работников образовательных учреждений до 1 ноября 1999 года учитывались по списку, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N463, не предусматривавшему вновь введенные должности и условия назначения пенсии за выслугу лет, то есть эти категории педагогических работников должны были получить указанную пенсию только через 25 лет.
В последнее время в связи с прекращением выплаты региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации ранее назначенных пенсий за выслугу лет педагогическим работникам ряда образовательных учреждений количество обращений педагогических работников образовательных учреждений в Государственную Думу резко увеличилось.
Руководство региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации мотивировало свои действия тем, что наименования этих образовательных учреждений не соответствовали наименованиям, предусмотренным Списком, который в свою очередь содержал конкретный перечень должностей и наименований образовательных учреждений и расширительному толкованию не подлежал. В связи с этим периоды работы с 1 ноября 1999 года, то есть с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1067, перестали засчитываться в выслугу лет педагогических работников данных образовательных учреждений. Вместе с тем по этой же причине из стажа за выслугу лет педагогических работников образовательных учреждений исключались также и другие периоды работы до 1 ноября 1999 года, в которые наименования образовательных учреждений не соответствовали наименованиям, предусмотренным Списком.
Возникшая ситуация, на наш взгляд, была доведена до абсурда: педагогические работники осуществляли свою педагогическую деятельность до 1 ноября 1999 года и после 1 ноября 1999 года в одном и том же образовательном учреждении, на одном и том же рабочем месте, выполняли одни и те же должностные обязанности, и в то же время отдельные периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет, а с 1 ноября 1999 года исключались.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1067 был определен порядок установления тождественности должностей и наименований образовательных учреждений, предусмотренных Списком, аналогичным должностям и наименованиям образовательных учреждений, применявшимся в соответствии с ранее действовавшим списком. Согласно установленному порядку Министерство труда и социального развития Российской Федерации по представлению Министерства образования Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации вправе было устанавливать такую тождественность.
Новое пенсионное законодательство Российской Федерации сохраняет положения о пенсии за выслугу лет, но несколько в иной форме, чем прежнее. Так, в статье 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” приведен перечень категорий лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения ими установленного указанным федеральным законом возраста. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 указанной статьи в этот перечень включены лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет.
Исходя из вышеизложенного, депутаты Государственной Думы обращаются к вам, уважаемый Михаил Михайлович, с просьбой при подготовке постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, и уточняющих списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, которые должны быть приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года N30 “О реализации федеральных законов “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, предусмотреть в максимально возможной степени меры социальной защиты педагогических работников, длительное время проработавших в различных государственных и муниципальных учреждениях для детей, предоставить равные возможности на получение досрочной трудовой пенсии по старости всем категориям педагогических работников образовательных учреждений для детей, занимающих одинаковые должности независимо от наименования и выполняющих одинаковую работу.
Москва
10 апреля 2002 года
Комментарии