Пожалуй, сегодня самые ожесточенные споры идут вокруг того, как отслеживать качество образования, так как современная нормативно-правовая база государственного контроля качества образования находится еще в стадии разработки. Но можно утверждать, что в Северо-Западном округе уже сложилась своя система отслеживания результатов обучения, позволяющая проводить на регулярной основе мониторинг качества обученности, осуществлять исследования по итогам диагностических мероприятий по основным учебным дисциплинам, а также проводить психологические и социологические исследования, помогающие осуществлять анализ и прогнозирование состояния системы образования, используемые управленческими структурами для принятия решений. Особую ценность в данном случае приобретают независимость проводимой экспертизы и достоверность получаемых результатов.
Работу в этом направлении уже с 1999 года успешно проводят методисты подразделения аттестации и диагностики окружного методического центра в тесном сотрудничестве с Управлением образования Северо-Западного округа, с другими подразделениями ОМЦ, с Московским центром качества образования, Лабораторией аттестационных технологий Московского института открытого образования, Городской службой лицензирования и аттестации, Московским педагогическим государственным университетом. Методисты ОМЦ проводят курсы повышения квалификации для аттестующихся учителей, членов экспертных групп, вновь назначенных заместителей руководителей образовательных учреждений; отрабатывают технологии проведения различных диагностических мероприятий. В ОМЦ накоплен обширный материал по аттестации работников образования на первую и высшую квалификационные категории; созданы банки контрольно-измерительных и аналитических материалов, данных по итогам окружного мониторинга, по результатам итоговой аттестации выпускников и результатам учащихся по итогам учебных лет; налажен ежегодный выпуск сборника информационно-аналитических материалов «Результативность».
Ежегодное проведение мониторинга способствует активизации учебно-воспитательного процесса, помогает вырабатывать у ребят прочные навыки работы с тестовым материалом, это становится немаловажным условием успешного прохождения аккредитации учреждениями образования и успешной сдачи ЕГЭ выпускниками школ. Причем все контрольные измерители систематически совершенствуются: корректируются содержание заданий, их количество и тематическая принадлежность в варианте, время выполнения заданий; все материалы ежегодно проходят экспертизу на уровне творческих экспертных групп, в состав которых входят лучшие учителя округа.
В процессе проведения окружного мониторинга повышается заинтересованность педагогов в результатах «срезовых» работ, так как итоги диагностических мероприятий используются экспертами при аттестации педагогических кадров на первую и высшую квалификационные категории. На совещаниях с учителями-предметниками, которые регулярно проводятся в округе по итогам прошедшего мониторинга и перед проведением новых контрольных срезов, есть возможность подробно проанализировать результаты и наметить конкретные пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Результаты окружного мониторинга вносят коррективы в работу школьных психологов и классных руководителей; способствуют совершенствованию форм и содержания работы с родителями. Технология проведения тестирования, сбора и обработки результатов предполагает высокую степень надежности итоговой аналитической информации и дает возможность увидеть реальную картину образовательного пространства округа, выявить тенденции в развитии образования и внести коррективы в образовательный процесс. Широкое распространение в округе получила рейтинговая оценка результатов образовательного процесса, ставшая эффективным средством повышения достоверности, наглядности и доступности информации. Полученные по итогам проведения окружного мониторинга статистические и аналитические материалы получают руководители ОУ различных уровней, они размещаются на сайте ОМЦ, а также публикуются в сборниках аналитических материалов.
Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи, поскольку не в полной мере направлена на оценку востребованных современным обществом образовательных результатов выпускников, инновационной практики образовательных учреждений. На современном этапе приоритетным становится не пассивный запас знаний, а способность человека к их использованию в различных жизненных ситуациях, связанных не только с предметным обучением. Поэтому ближайшей перспективой в окружной системе мониторинга станет переход к диагностике ключевых компетентностей, общеучебных умений. Это инновационное направление работы осуществляется под руководством научных сотрудников НИИ Инновационных стратегий развития общего образования в рамках городской экспериментальной площадки «Северо-Западный округ – научное будущее России». Ведь только в тесном контакте с наукой мы сможем обеспечить эффективную реализацию социальных заказов и требований общества, родителей и самих учащихся к качеству и содержанию образования.
Ирина ЛУКАШЕНКО, руководитель структурного подразделения Северо-Западного ОМЦ
Комментарии