Всероссийские проверочные работы (ВПР) вот уже несколько лет являются неотъемлемой частью учебного процесса российской школы. Частью, требующей от учителя и учеников основательного и серьезного подхода. Для всех педагогов-практиков, искренне любящих свою профессию, преподаваемый предмет, заботящихся об интеллектуальном развитии обучающихся, это абсолютно очевидный факт.
Но так ли естественно и просто, как иногда о ВПР пишут чиновники, достигаются высокие результаты? Не появилась ли еще одна нагрузка на филолога, которому зачастую даже физически уже тяжело вынести столь разнообразные формы обязательного внешнего контроля (ВПР, устное собеседование в 9-м классе, ОГЭ, итоговое сочинение по литературе в 11-м классе, ЕГЭ)? А ведь есть еще и внутришкольный контроль, формы которого заложены в образовательную программу, реализуемую учителем, есть и обучающиеся, наши любимые, умные и талантливые дети, есть и серьезно относящиеся к учебному процессу своих детей родители. Несомненно, что для всех участников и без того перегруженного образовательного процесса ВПР становится достаточно серьезным испытанием.
Возможно, пришло время поразмышлять об этом относительно новом явлении в жизни школы? Пользуясь редчайшей возможностью говорить с учительством России со страниц такого уважаемого всеми педагогами издания, как «Учительская газета», попробуем непредвзято и максимально объективно оценить достоинства и недостатки данного комплексного проекта в области оценки качества образования.
Убеждена, что выскажу общую точку зрения всех неравнодушных учителей русского языка (а если и появляются иногда среди нас равнодушные, то очень быстро покидают школу, поскольку работа там – даже при большой любви к детям – далеко не так проста, как может показаться неискушенному человеку): мы не против общей объективной оценки уровня образования школьников и хорошо понимаем, что давно пришло время для формирования единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений учеников. Но, возможно, любое, даже самое полезное, нововведение, задуманное из самых лучших побуждений, в процессе практической реализации обнаруживает многие проблемные и болевые точки, предвидеть которые первоначально просто невозможно в силу самых разных причин?
Итак, обратившись к демонстрационной версии ВПР по русскому языку для 8-го класса и не претендуя на максимальное рассмотрение всех возникающих вопросов, попробуем обнаружить определенные проблемы, с которыми сталкиваются учитель и ученик при подготовке к ВПР:
- К ВПР обязательно нужно готовить! Представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки утверждают, что ВПР – обычная контрольная работа, к которой специально готовить не нужно. Это и так, и не так одновременно. В стандартной контрольной работе по русскому языку (это чаще всего диктант как универсальная форма контроля) ученик должен продемонстрировать умения, ставшие навыками. Если вспомнить один из основных постулатов педагогики, то можно сделать вывод о том, как формируются навыки для написания контрольной письменной работы: все задания к упражнениям учебника максимально способствуют переходу единичных умений в навыки. Но ни в одном учебнике нет заданий, по своим формулировкам полностью совпадающих с заданиями ВПР. Похожие, безусловно, есть. Но таких, как в ВПР, однозначно нет. Сильный ученик и без предварительной подготовки, конечно, сориентируется и поймет задание. А как же тот, кто слабее? Как для него создать ситуацию успеха, этого необходимого ценностного компонента современной системы образования? Это одна из главных причин, почему совестливые учителя обязательно готовят и к ВПР, и к ОГЭ, и к ЕГЭ! По-другому просто не получится достойно и честно смотреть в глаза ученикам и их родителям.
- Первая проблема предполагает сразу же появление второй: как, где и когда найти на уроке время для подготовки к ВПР? Противники специальной подготовки сразу же скажут: «Просто выполняйте задания упражнений. Больше ничего не нужно для ВПР». А иногда и такую мысль можно услышать: «Чем лучше учитель владеет методикой преподавания своего предмета, тем больше вероятности, что не нужна никакая подготовка к ВПР». Позволю себе не согласиться с этим утверждением, обратившись к заданию 5 для 8-го класса: «Поставьте знак ударения в следующих словах: квартал, правы, облегчить, черпать». Если мы исходим из того, что учебник – это основной источник информации для ученика, то где же эти слова в разделе «Произноси правильно»? Их там нет. Надеюсь, что для моих учеников это задание не составляет труда только потому, что буквально с 5-го класса мы систематически и планомерно готовимся и к ВПР, и к ОГЭ, и к ЕГЭ.
- Третья проблема обнаруживается во всех классах: ученики должны обосновать условия выбора ответа. Например, в задании 4 читаем: «Укажите условия выбора написания «нн». Безусловно, «н», «нн» в разных частях речи – одно из самых трудных правил русской орфографии. На уроках русского языка учитель обязательно попросит при встрече с данным правилом объяснить количество «н» в слове, и подобное требование есть в задании к упражнению. Но как это сделает ученик? Безусловно, он с помощью графических подчеркиваний объяснит орфограмму. Задание же ВПР и система оценивания проверочной работы предполагают словесное объяснение (что очень похоже на задание 6 ОГЭ и призвано, видимо, к нему готовить). Чтобы ученик мог дать словесное объяснение, вероятно, в заданиях к упражнениям должно быть нечто похожее. Чтобы обучающиеся справлялись и с этим заданием, и со сложнейшим заданием 6 ОГЭ, приходится подобные письменные объяснения практиковать с ними на уроках и во время проведения диктанта. Мы, конечно, учим детей устно объяснять орфограммы учебника, но, как известно, письменная речь гораздо труднее устной для многих людей. Опять приходим к тому, что к ВПР нужно обязательно готовить.
- С четвертой проблемой придется столкнуться обязательно и тоже ценой немалых усилий учителя и ученика ее разрешить: к моменту проведения ВПР остаются еще не рассмотренные темы программы. А задания на них есть. Можно, конечно, их не выполнять, а в форме сбора результатов поставить прочерк. Но возможные баллы ученика, несомненно, будут снижаться. Как объяснить этот факт ребенку, особенно ответственному ребенку, нацеленному на учебный успех? Конечно, он может потерять несколько баллов и все равно получить «пять» (45-51 балл – это «пять»). Но ведь нет же никакой гарантии того, что он больше нигде не ошибется и не «скатится» до четверки. То же можно сказать и не только об отличниках. И пусть нас успокаивают тем, что оценки за ВПР не выставляются в журнал, но ведь сравнивать оценку ВПР и ОГЭ уже начали. Да и зачем ученика обижать снижением оценки за непройденное? Мы же любим наших детей! Это абсолютно точно! Вот и не позволяет учительская совесть оставить без внимания хотя бы самые сложные из непройденных тем. А для их объяснения приходится буквально перекраивать программу. Хорошо ли это для учебного процесса? Ответ, думается, очевиден. Так, в прошлом учебном году ВПР по русскому языку в 8-м классе можно было провести с 15 марта по 20 мая. Но выполнять эту работу практически в конце учебного года, в мае, нецелесообразно, потому что есть и внутришкольный итоговый контроль. Обычно ВПР проходит во второй половине апреля, но к этому времени еще могут оставаться недостаточно отработанными темы «Обособленные члены предложения», «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». Возможно, заслуживает внимания мысль о том, что ВПР должны проводиться не весной, а осенью следующего учебного года за предыдущий класс обучения?
- Все чаще возникает и такой проблемный вопрос: какое время должно отводиться на написание ВПР? Вне всяких сомнений, уменьшать его с 90 минут до 45 категорически нельзя. Из года в год приходится слышать от учеников мысль о том, что и за 90 минут в 8-м классе они едва успевают полно и обоснованно дать ответ на 17 заданий ВПР. Уменьшение времени выполнения работы может сделать эту работу просто невыполнимой!
Вероятно, не стоит в этой статье подробно рассматривать такой технический недочет, как сбой расписания во время проведения ВПР. А ведь оно обязательно страдает, и пропадают уроки других учителей-предметников. Вопрос оплаты учителю-эксперту хочется совсем оставить за скобками. Коллеги меня обязательно поймут: на проверку работ в одном классе эксперту требуется примерно от трех до четырех астрономических часов. И время это, увы, никак не оплачивается. А еще и форму сбора результатов нужно оформить. Но ведь мы, учителя-практики, много чего делаем в школе, что точно не находит отражения на размере заработной платы. Грустно, но это часто обычный факт нашей любимой работы в школе…
А в целом учителя-филологи совсем не против ВПР! Хотелось бы, конечно, чтобы все технические составляющие проведения этой работы, все тонкости и нюансы, выявляющиеся исключительно на практике, были учтены и скорректированы так, чтобы и единые стандартизированные подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся стали возможны, и не страдал учитель, и ученик был рад своим учебным победам. Российский педагог, привыкший трудиться с полной самоотдачей и ответственностью, готов принимать новое, работать на благо детей и их будущее! А над формой и сроками проведения ВПР, характером вопросов, соотношением с заданиями упражнений можно ведь и подумать… Учителя России очень на это надеются!
Комментарии