search
main
0

Достижения системы образования Москвы – достижения ее педагогов

​Министр образования Москвы Исаак КАЛИНА принял участие в пресс-конференции, состоявшейся в Департаменте образования и посвященной подведению итогов деятельности педагогических коллективов столицы.

Недавно Президент России Владимир Путин совершенно справедливо сказал, что нам нужен и важен не процесс, а результат. У нас есть некоторые цифры, описывающие результаты работы учителей, воспитателей, руководителей кружков, секций, директоров, словом, всех педагогов столицы. Наверное, каждый из нас выделит в качестве главной причины свою, но, думаю, тому, что наши учителя получили такие высокие результаты развития столичного образования, есть огромный комплекс причин. В разных школах, наверное, разное сыграло главную роль, нет единого рецепта, да и не нужен этот единый рецепт.То, что мы видим всплеск таких высоких результатов на Всероссийской олимпиаде, это не только характеристика сегодняшнего состояния каждой школы, это характеристика шанса получения качественного образования в этой школе для тех детей, которые придут в нее завтра-послезавтра, ответ на вопрос ребенка: «Кем я могу стать в этой школе?». Для тех школ, в которых годами не было ни одного призера даже на окружном этапе олимпиады, по сути, это было равноценно вывеске «Оставь надежду всяк сюда входящий!». То, что эти вывески, к счастью, уходят в прошлое, то, что сегодня каждая школа становится школой шанса, надежды, возможности, тоже сыграло свою роль в повышении результатов столичного образования.Я хочу, чтобы все понимали: мы берем за точку отсчета в сравнении результатов 2010 год, когда результаты деятельности московских педагогов были достаточно серьезными, например, по тем же всероссийским олимпиадам на уровне России у московских школьников были тогда очень высокие результаты. Казалось, что лучше уже не может быть, так как реально лет пять подряд Москва имела ежегодно более 70 победителей, а это очень солидные, очень серьезные результаты. (Рис. 1.) Прав был кто-то великий, сказавший, что все мы стоим на плечах гигантов, которые были до нас. Думаю, все те результаты, которые московская система образования показала в 2014 году, во многом продолжение того, что педагоги столицы делали многие годы до того. Сегодня за счет многих факторов удалось реализовать накопленный потенциал. Улучшить хорошее гораздо сложнее, чем преодолеть плохое. Наверное, среди факторов улучшения деятельности столичной системы образования и повышенное финансирование системы образования, вернее, выравнивание финансирования, которое привело к тому, что не стало школ, на которых город, что называется, поставил печать безнадежности и поэтому финансировал ниже других. Сегодня сами такие школы лишились индульгенции на то, что можно не очень серьезно напрягаться, дескать, все равно не они гвардия столичного образования. Выравнивание всех – это, по сути дела, приглашение всем стать московской учительской гвардией. Большую роль в повышении результатов деятельности сыграл и рейтинг московских школ. Все мы живые люди, хотим сравнивать себя и свои результаты с другими, поэтому рейтинг стал серьезным мотивационным фактором повышения качества работы столичных школ и столичных педагогов. Еще один фактор – открытая система подбора директоров, когда заседания аттестационной комиссии и совет директоров (кадровый совет) идут с прямой трансляцией в Интернете: если человек выходит на аттестацию, то понимает, что должен выйти с результатами. Я думаю, что серьезную роль сыграли «Университетские субботы», которые начались в прошлом году, так как ребятам стало интересно встречаться с вузовскими преподавателями и учеными. Серьезные результаты дало появление в школах большого количества компьютерной техники и вообще информационных технологий. Я, как учитель старой закалки, всегда говорю, что учить можно и с помощью доски, мела, но к нам приходят дети, привыкшие общаться с миром через электронные устройства. Мы можем сколько угодно говорить: «Отложи айпед, отложи еще что-то!», но для ребенка это привычный мир. Сегодня учителя тоже окунулись в этот привычный для наших детей мир, освоили способ общения детей с миром, что тоже повысило интерес к использованию компьютерной техники, информационных технологий и способствовало повышению качества образования.Должен сразу сказать, что наши победы во всероссийских олимпиадах не стали самоцелью. Но Всероссийская олимпиада, как ничто другое, показывает возможность реализации разных способностей учащихся школ Москвы. Далеко не каждый ученик доходит до победы на всероссийской олимпиаде, но у московских школьников сегодня очень значимо выросли результаты их участия во всероссийских предметных олимпиадах. Если четыре года назад у нас было 73 победителя, то сегодня 123, призеров было 202, теперь 245, общее количество победителей и призеров тоже выросло почти на 100 человек. (Рис. 2.) Но самый главный, как я считаю, результат сегодня – это даже не рост победителей и призеров, можно было бы собрать в одну школу всех детей, проявляющих интерес к предмету, натаскать на участие в олимпиадах и десяткам школ постоянно выигрывать всероссийские предметные олимпиады, однако толку для школ города и всех учащихся в этом было бы мало. Поэтому, мне кажется, самый главный результат для нас то, что количество школ, подготовивших победителей и призеров городского этапа, выросло с 421 до 637. Что еще важнее – победителей и призеров заключительного этапа, а это высочайший уровень, практически чемпионы страны, раньше готовили 74 школы, а теперь такие победители и призеры есть в 145 школах, то есть практически в два раза выросло количество школ, которые способны выдавать такие результаты. Количество школ, где есть победители, выросло с 43 до 68, и это тоже значимый рост. Этот массовый результат, пожалуй, даже важнее единичных побед на Всероссийской олимпиаде.Признаюсь, что с 2012 года веду для себя такую табличку с диаграммами. (Рис. 3.) Пока на этой картинке есть белые пятна, я считаю, у нас есть много работы. Да, почти 34 процента среди всех победителей всероссийских олимпиад составляют московские школьники (а как иначе, ведь мы все-таки столица!), теперь ни один район не может сказать: у него такие низкие показатели, так как такой контингент. То, что у нас с 25 процентов до 39 процентов выросла доля районов, в которых вырастили победителей Всероссийской олимпиады, это хорошая динамика. Но у этой динамики есть очень далекий ориентир: уверен, что в каждом районе должны расти победители. Когда в школе будет очень много победителей городского этапа Всероссийской олимпиады, огромный выбор профилей, возможностей, кружков, тогда возникнет такая ситуация, когда мы сможем утверждать: «Конечно, у каждого московского ребенка есть способности!» Тот, кто понял, что все дети талантливы, что все дети способные, и работает по-другому. Весь вопрос в том, что способности у каждого ребенка разные, у кого-то это способности к математике, у кого-то к литературе, у кого-то к технологии в широком смысле слова. Я бы сказал, что способности, которые в народе называют «золотые руки» или «умные руки», нынче много дороже остальных, потому что людей, умеющих что-то делать руками, к сожалению, становится меньше. Поэтому стоимость практического интеллекта возрастает, и мы не должны забывать об этом.Вообще главная задача системы образования в том, чтобы талантливый ученик встретился с талантливым педагогом. В большой школе учителей больше и вероятность встречи способного ученика с талантливым учителем математики, физики, литературы гораздо выше, чем в маленькой школе, где один учитель физики работает на полставки.Понятно, что массовые результаты на олимпиадах невозможны без просто хорошей учебы детей в школах. Нравится или не нравится нам единый государственный экзамен, но другого объективного измерителя качества образования, которое дети получают в школах, у нас нет, поэтому мы пользуемся этим. (Рис. 4.) Мы взяли три точки отсечения – 190, 220 и 250 баллов по трем предметам. Почему взяты именно эти цифры? Во-первых, есть приказ Министерства образования и науки РФ, который говорит, что если московский вуз принимает к себе абитуриентов, у которых менее 63 баллов по предмету, то он рискует попасть в число неэффективных вузов, его начинают закрывать, сливать, объединять с эффективными вузами. Если 63 балла умножить на 3 и округлить, то получается 190 баллов, то есть та граница, которая говорит об эффективности московских вузов, куда наши ребята поступают. Эта цифра невысокая, хотя она и выросла почти на 10 процентов – с 34,7 до 44,6 процента, но вообще этот показатель в таком городе, как Москва, конечно, должен быть на уровне 70-75 процентов. Наверное, самая главная задача городской системы образования в том, чтобы не было выпускников, которые не могут конкурировать за места в московских вузах. Московский выпускник должен быть конкурентоспособным в борьбе за места в московских вузах, 220 баллов – это сумма баллов, которая позволяет поступить на бюджетное место в большинство московских вузов. 250 баллов – сумма, которая позволяла поступить на бюджетное место уже в топовые вузы Москвы, за исключением нескольких направлений подготовки, где было 260-270 баллов. Мы видим, что количество выпускников, имеющих 220 баллов, выросло почти на 10 процентов, а количество тех выпускников, что набирают 250 баллов (тут я усматриваю связь с олимпиадами, в принципе ребята, что побеждают на олимпиадах, легко набирают 250 баллов), выросло с 3,2 до 8,2 процента. Все эти результаты – работа московских педагогов, они позволили уже в 2013 году занять очень достойные позиции в российском рейтинге: среди 25 лучших школ страны в прошлом году было 7 московских школ, в 2014 году – 13 московских школ вошли в Топ-25 школ России. В число 500 лучших школ России в прошлом году входили 89 столичных школ, я считал, что это очень много, и как-то даже не прогнозировал рост числа таких школ, но в этом году уже 126 московских школ вошли в число лучших школ России. (Рис. 5.) Все мы понимаем, что хорошее качество образования начинается с дошкольного. Если в 2010 году мы имели детей старше 2,5 лет, которые стояли в очереди, то в этом году мы практически сняли всю очередь детей старше 2,5 лет – жителей Москвы, правда, для этого пришлось увеличить контингент с 280 до 412 тысяч. У нас в городе сегодня такая рождаемость, что детей, уходящих из детского сада в начальную школу, примерно на 20 с небольшим тысяч меньше, чем входящих в детские сады. То есть между ними четыре года разрыва, и за четыре года рождаемость вырастает примерно на 23-24 тысячи человек. Поэтому, по сути дела, за четыре года нас «накрывала» рождаемость примерно в 130 тысяч плюс та очередь, которая сохранялась в 2010 году. (Рис. 6.) Мне приходится иногда слышать, что маленьких детей в сад перестали брать. Слово «перестали» в этом случае точно неправильное. Да, мы поставили в очередь далеко не всех желающих быть в детском саду, в основном принимаем детей из многодетных семей, детей-инвалидов, детей из семей инвалидов, но тем не менее сегодня у нас детей в возрасте до трех лет в детских садах стало в два раза больше, чем было в 2010 году. В 2010 году их было всего 35 тысяч, сейчас – 73 тысячи.Конечно, очень важно, как дети из детского сада – дошкольного отделения переходят в школу. Могу признаться, что в 2011 году – по сути, первом году моей работы в Москве – я был мало сказать удивлен, просто шокирован датой 1 апреля. К сожалению, мы тогда не успели сориентироваться, не подготовились должным образом, и костры у школ 1 апреля продолжали гореть, родители выстраивались в ночную очередь, писали номера на ладонях, утром врывались в школу, пытаясь быть первыми, чтобы записать своих детей в первый класс. Все происходящее тогда вызвало у меня огромное чувство стыда, и мы начали искать решение. Сегодня, по-моему, все забыли про костры 1 апреля, сегодня люди стоят в очереди, но в электронной, при этом если раньше надо было устроить в первый класс 78 тысяч детей, то в этом году мы приняли уже 96 тысяч, так как резко в столице поднялась рождаемость. Но уже в этом году 22 процента детей у нас поступили в первый класс без всяких очередей, они были воспитанниками дошкольных отделений тех школ, в которые они хотят поступить, поэтому директора своим приказом переводили их из дошкольного отделения в школы. Я думаю, что в 2015 году эта цифра должна стать на уровне 60 процентов. Это будет говорить, что школы хорошо работают, что родители, которые отдали своих детей в дошкольное отделение и хорошо знают эту школу, идут в первый класс в эту же школу. Это будет говорить и о хорошей работе дошкольных отделений. (Рис. 7.) Понятно, что достойные результаты работы московских педагогов должны быть нормально вознаграждены городом. Зарплата учителей с 39,2 тысячи рублей выросла до 68,7 тысячи, а воспитателей – с 25,4 до 49,2, что, признаюсь, для меня более значимо. Почему? Потому что мы все должны понимать: нормальный ученик начинается с дошкольного отделения, и я рад, что директора больших школ, у которых есть дошкольные отделения, стали вкладывать серьезный ресурс в дошкольные отделения, в людей, которые там работают. При этом мы все понимаем, что раньше учитель не работал на одну ставку в 18 часов (я, когда был учителем математики, работал на 34 часа в неделю), сегодня, к счастью, в Москве на 34 часа в неделю идут очень редкие люди, средняя нагрузка на педагога сохраняется много-много лет, она примерно составляет 1,2 ставки (конечно, есть люди, которые работают и больше, чем на одну ставку), и по этой нагрузке мы находимся на 57-м месте в России, то есть практически в конце шестого десятка, у нас нагрузка одна из самых небольших в Российской Федерации. (Рис. 8.) А вот нагрузка на систему образования города растет очень значительно: за четыре года контингент детей вырос на 200 тысяч человек. Понятно, что должно быть и на 200 тысяч больше приятных моментов, но это и 200 тысяч каких-то новых объемов работы, проблем. Сегодня в школах есть проблема, но это проблема не увеличивающегося возраста педагогов, а уменьшения количества педагогов среднего возраста. Лет 20 назад, когда финансовое положение системы образования было не очень хорошим, в пединститут не шли учиться выпускники школ, а в школу на работу почти не шли выпускники вузов, поэтому у нас и образовался провал в количестве сорокалетних педагогов. В хорошей школе должны работать три поколения учителей – молодые, среднего возраста и, скажу так, взрослого возраста. Отсутствие одной из категорий педагогов, скажем, тех же взрослых педагогов – это в самом деле проблема, но в школах уже появились тридцатилетние педагоги, и, самое главное, за три года у нас резко выросли баллы поступающих в Московский городской педагогический университет. Удивительно, но количество баллов поступающих растет строго пропорционально повышению зарплаты: на сколько зарплата поднялась, на столько же поднялся и балл тех абитуриентов, которые хотят стать учителями. (Поэтому поднять зарплату выше ста тысяч рублей никак нельзя, потому что выше ста баллов на ЕГЭ получить невозможно). Убежден, через два-три года в столичные школы из МГПУ начнут приходить хорошие молодые педагоги.Мы стараемся не говорить об успехах в работе по снижению количества негативных проявлений, так как пока есть хоть один, два, десять несовершеннолетних, которых привлекают к ответственности за правонарушения, которых ставят на учет в органах внутренних дел, система образования не может успокоиться и считать, что все хорошо. Тем не менее важна динамика. Мы видим, что, если за 9 месяцев 2010 года к ответственности привлекли 16120 несовершеннолетних, а за тот же период 2014 года – 7562, на учете в 2010 году состояли 9627, сейчас – 4302. Я очень осторожно отношусь к этим цифрам, но динамика очень значительная, считать, что в этом нет никакой заслуги, никаких результатов деятельности педагогов города, педагогов дополнительного образования, было бы неправильно. Тут очень много факторов, но один из факторов – это, конечно, гораздо большая заинтересованность в своих учениках педагогов школ, учреждений дополнительного образования Москвы. Несмотря на рост контингента в 200 тысяч человек, мы имеем снижение неприятных для нас цифр правонарушений. (Рис. 9.) У меня в армии был замечательный старшина, который говорил: «Солдат без работы – преступник», поэтому у нас не было времени без работы, было мало нарушений. Думаю, главное, что сегодня должно влиять на снижение правонарушений (раньше говорили: каждому пионеру нужно найти дело по душе), – поиск каждому московскому школьнику дела по душе, тогда он не будет делать то, что нам не по душе. В 2010 году у нас было 186 осужденных несовершеннолетних ребят из числа неработающих и необучающихся, в 2013-м их стало 36, эта цифра, к сожалению, есть и сейчас, но она стабилизировалась и не растет. Я не думаю, что те, кто не учится и не работает, стали лучше себя вести, просто количество тех, кто не учится и не работает, упало, потому что школы благодаря выравненному нормативному финансированию стали в самом деле заинтересованными в каждом ученике. Была когда-то фраза: «Каждый человек нам дорог!», нынче для московских школ она приобрела и материальный смысл. Сегодня редкий директор решится сказать ученику: «Ты нам не нужен!» Каждый ученик школе нужен, и хорошо, что нужен. Эта нужность ученика школе и есть главное.Спасибо педагогам Москвы, что есть возможность показать позитивную динамику их работы. В итоге, по-моему, к повышению результатов столичного образования привел комплекс причин, а в целом – расширение возможностей для выбора и расширение возможностей для реализации этого выбора.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте