Не так давно в Калужской области поставили задачу создать конкурентоспособную экономику, чтобы получить возможность реального влияния на социальные процессы. В большей степени эту задачу решить удалось. О том, что условия жизни в регионе стали более привлекательными, говорят факты. Такие, например, как увеличение рождаемости. Сегодня в благополучный регион едут и из других краев. Население растет. Растет и потребность в детских садах и школах. На образовательном форуме «Ресурсы модернизации региональной системы образования» губернатор Калужской области Анатолий АРТАМОНОВ рассказал, как в регионе реагируют на вызовы времени.
На форуме обсуждались перспективы системы образования региона. Это прежде всего подготовка кадров и привлечение в отрасль молодых специалистов, развитие дуального образования, совершенствование дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. Отмечалось, что в числе приоритетов остается повышение заработной платы работникам образования и переход на новую систему оплаты труда, ориентированную на стимулирование профессиональных достижений, а также существенное сокращение очереди в детские сады наряду с развитием негосударственного сектора дошкольного образования. – Экономика знаний, которую мы создаем в области, – отметил Артамонов, – требует модернизации образования. Наша задача – обеспечить доступность образования, это конституционное требование, которое прописано в основном законе нашей страны, и граждане, конечно же, об этом не забывают. Образовательный процесс начинается в детском садике. Мы первыми в стране пошли по пути внедрения регионального компонента дошкольного образования. Используем все возможности размещения ребенка в дошкольном учреждении. В начале этого года мы поставили перед собой задачу обеспечить местами в дошкольных учреждениях всех детей в возрасте от трех до семи лет. Благодаря тому что удалось за это время организовать 133 новые дошкольные группы, очередь сократилась на 2642 человека. Но мы на этом ни в коем случае не останавливаемся! Сейчас принята программа строительства 22 новых объектов. Таким образом, надеемся, что эта проблема будет решена в самом ближайшем будущем.На оборудование открываемых дошкольных групп из областного бюджета в 2012 году выделен 31 млн рублей. С целью привлечения дополнительных средств Министерство образования и науки Калужской области направило материалы для участия в федеральном конкурсе региональных программ развития дошкольного образования. По итогам конкурса ожидается субсидия в размере 12,5 млн рублей на оснащение дополнительно созданных мест для детей дошкольного возраста (капитальное строительство в эти расходы не входит).Родители, которые по-настоящему заботятся о будущем своих детей, в первую очередь думают о качестве образования. Многие жители деревень мечтают о том, чтобы их дети учились в хороших больших школах, там, где у детей будет возможность участвовать в художественной самодеятельности, заниматься спортом.- Малокомплектную школу могут закрыть только родители, – подчеркнул губернатор. – Если где-то это происходит по-другому, я всегда готов услышать голос возмущения. То, что малокомплектные школы закрываются, не очень здорово, лучше бы в этих местах было побольше детей. Но все дети должны получать качественное образование. И мы рады, что в нашей области есть такое предприятие, как «Школьный автобус», которое по-своему обеспечивает доступность образования.Анатолий Артамонов особо подчеркнул, что во всех образовательных учреждениях области необходимо активнее внедрять здоровьесберегающие технологии. Больше внимания должно уделяться организации полноценного питания, созданию условий для занятий физкультурой и спортом, полезному досугу школьников.В Калужской области предприняты серьезные меры по повышению заработной платы педагогических работников. Переход на новую систему оплаты труда привел к росту номинального значения средней заработной платы учителей. В 2010-м зарплата учителей в регионе была в среднем 14022 руб. К настоящему времени она достигла уровня средней заработной платы по экономике региона и составляет 24070,10 рубля (за первое полугодие 2012 года).- Но это не остановка, – заметил Артамонов. – Мы и дальше будем в точности следовать за средним уровнем оплаты труда по экономике. Реформирование уже коснулось системы оплаты труда работников дошкольных учреждений, средняя заработная плата у них составляет 15 тысяч рублей. Но к следующему году мы должны поднять ее как минимум до 20 тысяч.В процессе реализации мероприятий ПНПО и КПМО в Калужской области произошло существенное улучшение условий обучения почти в трети общеобразовательных учреждений (104), в которых обучается около 33 тысяч детей. В первую очередь это базовые школы. В 2007-2010 гг. активно развивалась компьютеризация школ, шел процесс внедрения в общем образовании интернет-технологий. К 2011 году все школы области были подключены к сети Интернет. За период участия в ПНПО и КПМО в школы области было поставлено около 230 комплектов учебного, учебно-наглядного и интерактивного оборудования, а также более 200 компьютеров. В 2011 году в рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Калужской области на средства субсидии из федерального бюджета приобретено 111 единиц учебно-лабораторного оборудования на сумму 73,1 млн рублей (кабинеты физики, включающие программно-аппаратный цифровой измерительный комплекс учителя и цифровую компьютеризованную лабораторию учащихся) и 512 единиц компьютерного оборудования (автоматизированное рабочее место учителя и рабочее место ученика) на сумму 29,6 млн рублей, которое поставлено в 262 общеобразовательных учреждения (69 процентов от общего количества общеобразовательных учреждений области). Учебно-лабораторным оборудованием для кабинетов физики были оснащены 110 кабинетов физики (около 33% от их общего количества).Средства субсидии из федерального бюджета в размере 8 млн рублей были направлены на повышение квалификации и переподготовку руководителей и учителей общеобразовательных учреждений.Мероприятия ПНПО позволили сформировать в области систему выявления и поддержки талантливых, эффективно работающих педагогов, одаренных и талантливых детей. За годы участия в мероприятиях ПНПО 54 общеобразовательных учреждения, 264 учителя, 270 детей и молодых людей области получили государственную поддержку из средств федерального и областного бюджетов. Доля школьников, принимающих участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах, фестивалях, в общей численности обучающихся общеобразовательных учреждений Калужской области выросла на 7,8 процента, а количество образовательных учреждений, в которых организована работа с одаренными детьми, – на 7,3 процента.В области 29 выпускников получили 31 максимальный балл (в прошлом году – 19): по русскому языку 13 человек, по химии – 4, по литературе и информатике – 3, по истории – 2, по физике, биологии, английскому языку – по одному. – Одним из показателей качества образования, – отметил губернатор, – мне кажется, служат итоги участия калужских школьников во всероссийских олимпиадах. В этом году у нас 13 призовых мест. Победителем или призером олимпиады стал каждый третий участник заключительного этапа!Для того чтобы региональная система начального и среднего профессионального образования заработала, в Калужской области решили выполнить несколько приоритетных задач:- повысить качество и устойчивость уровня образовательных результатов в соответствии с требованиями современных профессиональных стандартов;- минимизировать кадровый дисбаланс на рынке труда с учетом задач социально-экономического развития региона;- открыть новые специальности под запросы работодателей в связи с приходом новых крупных производств в Калужскую область;- развить системы распределения государственного задания на подготовку кадров на конкурсной основе.В области подготовки квалифицированных кадров в Калужской области реализуются целевые программы: ВЦП «Развитие системы начального и среднего профессионального образования на 2010-2012 годы» и ДЦП «Модернизация системы начального и среднего профессионального образования», рассчитанная на 2011-2015 годы, которые позволяют укрепить и расширить учебно-материальную базу учреждений, обеспечить сбалансированность между структурой и объемами подготовки специалистов и потребностями регионального рынка труда, обеспечить соответствие уровня квалификации инженерно-педагогического состава учреждений техническому и технологическому уровню современного производства, привлечь работодателей к активному сотрудничеству с образовательными учреждениями в области подготовки кадров. В 2011 году Калужская область стала победителем двух конкурсных отборов региональных программ развития профессионального образования в целях получения субсидии на поддержку реализации мероприятий в рамках федеральной целевой программы развития образования по направлениям «Фармацевтика», «Машиностроение», доказав тем самым качественную проработку механизмов модернизации профессионального образования в регионе. В 2012-м была продолжена работа по созданию ресурсных центров для перспективных отраслей экономики региона. Это позволяет в тесном сотрудничестве с ведущими работодателями региона осуществлять подготовку квалифицированных кадров на высокотехнологичном оборудовании, отвечающем всем требованиям современного производства. Такой ресурсный центр подготовки и переподготовки кадров для автомобильной промышленности создан на базе Калужского колледжа информационных технологий и управления. Продолжается работа по созданию ресурсного центра в области сельского хозяйства на базе Губернаторского аграрного колледжа в поселке Детчино с целью подготовки квалифицированных рабочих и специалистов для высокотехнологичных ресурсосберегающих сельскохозяйственных производств. В соответствии с новыми стандартами в области реализуются принципы практико-ориентированного обучения (дуальная система профессионального образования), что подразумевает два места обучения (учебное заведение, где на занятиях приобретаются необходимые теоретические и основные практические знания, и предприятия, где приобретаются практические знания и навыки). В этом году совместно c компанией «Фольксваген Груп Рус» произведен первый выпуск. Помимо диплома государственного образца студенты получили сертификаты предприятия и Российско-Германской внешнеторговой палаты.Анатолий Артамонов и Дмитрий Ливанов приняли участие в открытии нового модуля центра подготовки кадров для автомобильной промышленности. Центр оснащен современным оборудованием и методической базой международного уровня. Новые площади позволят полностью удовлетворить потребности области в профессиональной подготовке кадров для автопрома.- Мы намерены продолжать создание высокотехнологичных центров подготовки кадров и для других ведущих отраслей региональной экономики, активнее сотрудничать в этом направлении с местными предприятиями, – подчеркнул глава региона, говоря о необходимости дальнейшего развития дуального образования. Положительно оценив опыт калужан по созданию современного учебного центра, Дмитрий Ливанов отметил, что данная работа будет способствовать не только повышению качества подготовки специалистов в конкретной сфере, но и росту позитивных тенденций в отношении общества к системе профессионального образования в целом.
Комментарии