Президент Владимир Путин своим указом определил национальные цели развития России до 2030 года. Одной из них стала цифровая трансформация. Согласно указу в рамках этой цели к 2030 году должна быть достигнута «цифровая зрелость» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе образования. О том, что такое «цифровая зрелость» и получится ли ее достичь, размышляют эксперты в сфере образования, педагоги и родители.
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Понятие «цифровая зрелость» сегодня активно используется в промышленности. Минпромторгом разработана методология оценки «цифровой зрелости» промышленных предприятий, а Минкомсвязи – матрица для оценки уровня «цифровой зрелости» государственных и муниципальных услуг от «минус один» до «супер». Уровень «супер» означает, что 100% обращений осуществляется через цифровой ресурс с получением электронного результата, который представляется непосредственно в момент обращения.
Цифровая трансформация в образовании обычно понимается как развитие цифровой инфраструктуры, цифровых учебно-методических материалов, инструментов и сервисов, а также распространение новых моделей организации учебной работы. На наш взгляд, она также связана с четким пониманием целей любых цифровых преобразований и умением оценивать результативность перемен. Достижение «цифровой зрелости» в системе образования не означает полного отказа от нецифровых технологий. Например, родителям хотелось бы, чтобы из процесса обучения на всех уровнях не уходили тетради для записи, классы технологии, исследовательские лаборатории, бумажные учебные пособия. Это показал опрос родителей по вопросу цифровизации российской школы, проведенный в 2018 году Российским обществом «Знание» и фондом «Национальные ресурсы образования». Для родительского сообщества наиболее ожидаемым эффектом цифровизации является развитие материальной инфраструктуры, каналов связи и устройств доступа (62,1%), автоматизация работы подразделений (54,1%).
Неотъемлемой частью будущей школы в глазах учеников является учитель. Как показал мониторинг, проведенный Общероссийским народным фронтом и фондом «Национальные ресурсы образования» в декабре 2018 года, цифровое обучение приветствуют 47% школьников, но только в том случае, если будут использоваться современные увлекательные программы, а вторую половину урока будет интересно вести учитель. Каждый пятый подросток считает, что компьютер уместен не на каждом уроке, а 7% учащихся полностью отказались бы от компьютера в пользу занятий с учителем, способным организовать разные формы работы для всего класса. Для достижения «цифровой зрелости» нужно научиться находить гармоничное и оправданное сочетание технологий.
Борис ИЛЮХИН, директор Центра систем оценки и управления качеством образования Федерального института развития образования РАНХиГС:
– «Цифровая зрелость» (в том числе и в образовании), на мой взгляд, понимание двух вещей. Первая – цифровые технологии неотделимы от нашей жизни, они позволяют нам экономить бесценный ресурс – время. «Цифра» научила нас по-другому воспринимать информацию, изменила образ мышления, подарила возможность мгновенно получать необходимые данные. И конечно, классическая дидактика (наука о формах, средствах и методах обучения) должна существенно измениться, как и содержание образования.
Вторая – цифровые технологии не решение всех проблем. Никакие обучающие программы и виртуальные учебники не заменят тепло живого общения с ребенком. «Биг дата» и нейронные сети не смогут заменить систему управления образованием. Если нет понимания последовательности действий, то не помогут никакие суперкомпьютеры. Нам надо учиться анализировать данные здесь и сейчас. Самим. На каждом уровне управления системой образования мы должны точно понимать, что делаем и почему. А специалистов по анализу данных в образовании не хватает просто катастрофически.
Решение поставленной президентом задачи потребует изменения не только подходов к управлению образованием, но и изменения всех работников системы образования – управленцев, учителей, методистов.
Андрей СИДЕНКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2013:
– Понятие «цифровая зрелость» было введено для оценки цифровой трансформации, а в качестве ключевых показателей выделены организационная культура, действующие модели развития организации, персонал и информационные технологии. Иными словами, речь не только о информационных технологиях как таковых, речь об их применении для решения задач и организации процессов управления организацией, персоналом и стратегией развития.
Проведение подобных реформ требует наличия специалистов высокой квалификации. Вполне естественно, что такие специалисты будут задействованы в ключевых отраслях экономики, но готовить их нужно начинать уже сегодня. От того, как много внимания мы уделяем сегодня сфере образования, зависит возможность достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики. Кроме развития непосредственных навыков, связанных с информационными технологиями, необходимо уделять внимание развитию профессиональных умений, а также эмоциональному интеллекту.
Наталья СКЛЯРОВА, проректор МПГУ, почетный работник общего образования РФ:
– Заявленное в указе президента достижение цифровой зрелости в социальной сфере и в образовании в частности – сложный интерактивный процесс, без единственно правильной траектории развития. Поэтому для достижения результата необходимо провести серьезные исследования в области цифровизации и влияния технологий на понимание и усвоение учениками тех знаний, которые мы хотим передать.
Период пандемии наглядно показал, что школьники не хотят и не готовы обучаться по цифровым технологиям в силу возрастных и психофизических особенностей. Об этом говорилось на заседании Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка. Серьезное исследование НАФИ показало: уровень цифровой грамотности учителей и преподавателей вузов выше, чем у подростков 17‑18 лет и молодых людей 18‑24 лет.
Анна ЗАВАЛИНА, сотрудник мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей»:
– «Цифровая зрелость» – это состояние организации и ее работников, при котором они могут решать повседневные задачи с цифровыми инструментами быстрее, чем без них. Если у школы есть электронный дневник, но учитель тратит больше времени на его заполнение, чем на обычный, значит, «цифровая зрелость» еще не наступила.
Мы сможем говорить о том, что достигли «цифровой зрелости», только когда перестанем измерять ее количеством внедренных цифровых инструментов и начнем измерять эффективность до и после их внедрения. Получится ли у нас сделать это к 2030 году?
На сегодняшний день не все школы готовы к цифровой трансформации, и есть определенные ограничения. Не готова материальная база и отсутствует устойчивый скоростной Интернет, есть сопротивление всему новому со стороны отдельных учителей, и подчас нет системного подхода в части внедрения новых цифровых технологий. Но даже при этом мне кажется, что к 2030 году мы сможем достигнуть цифровой зрелости.
«Цифровая трансформация школы» – так звучит тема образовательной программы, которую мастерская управления «Сенеж» совместно с РАНХиГС проводит для директоров школ. Первый вебинар начинался с вопроса: «Можно ли осуществить цифровую трансформацию в отдаленной местности без Интернета?».
Большинство участников программы ответили отрицательно, но правильный ответ, как вы понимаете, положительный.
Анжелика ГУДЕНКО, директор лицея №1 Петрозаводска, Карелия:
– Современный мир без «цифры» представить невозможно. В школе ожидается серьезная техническая модернизация. Это финансово затратно, но самое сложное – это изменения в содержании, технологиях. Значит, педагогам надо морально готовиться к изменениям.
Николай ПОДОСОКОРСКИЙ, публицист, кандидат филологических наук, Великий Новгород:
– К любым стратегиям развития, рассчитанным на десять и более лет, в нынешних российских условиях можно относиться лишь с большой долей скепсиса. Ни одна из подобных деклараций на моей памяти не была реализована на практике.
Достижение «цифровой зрелости» – это ведь не просто улучшение неких показателей, зафиксированное в бюрократической отчетности, но важная составляющая общего процесса модернизации страны, то есть речь должна идти о соответствии современным передовым образцам и практикам. Без создания комфортной атмосферы для жизни разработчиков, ученых, бизнесменов, обычных людей можно выстроить только цифровой концлагерь.
Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии частной школы «Лидер», Санкт-Петербург:
– На мой взгляд, насильственная цифровизация не может дать никаких результатов. Все отрасли и каждый человек должен дозреть до этого. Я знаю людей, которые существенно младше меня, но не умеют пользоваться компьютером, смартфоном и т. п. Форсировать эти процессы невозможно, особенно когда это касается не делопроизводства, а производства.
Игорь ОБОЛЕНСКИЙ, отец девятиклассника, предприниматель, Нижний Новгород:
– Я бы говорил о всеобщей цифровой грамотности, то есть об умении подавляющего большинства населения решать социальные вопросы с помощью электронных ресурсов. Так вот, наше государственное стремление к этой всеобщей грамотности состоит только в том, чтобы везде обеспечить одинаково доступный Интернет.
Комментарии