В недавнем прошлом в Российской Федерации действовали различные схемы организации перевозки учащихся, в том числе схемы организации ее с регионального уровня, а также выделения средств на такую организацию образовательным учреждениям. Сегодня существовавшая в течение долгого времени неопределенность полномочий, приводившая к разнородной практике организации транспортного обеспечения в субъектах Российской Федерации, устранена: обязанность по организации транспортного обеспечения обучающихся возложена на учредителей образовательных организаций.
Правила транспортного обеспечения обучающихся установлены ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно закону транспортное обеспечение включает в себя:1) организацию бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно;2) предоставление в соответствии с законодательством РФ мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.При принятии Федерального закона «Об образовании в РФ» законодателем достаточно жестко были регламентированы вопросы организации перевозки обучающихся, введено требование о необходимости организации перевозки обучающихся непосредственно учредителем образовательных организаций.Порядок организации транспортного обеспечения обучающихся определяется локальным нормативным актом учредителя образовательной организации.Так, например, в Ленинском муниципальном районе Липецкой области действует Положение об организации перевозок учащихся в Ленинском районе Липецкой области, утвержденное постановлением главы муниципального образования Ленинский муниципальный район Липецкой области от 25 октября 2011 г. №1525. Согласно положению образовательные учреждения, осуществляющие подвоз учащихся к месту учебы и обратно, несут в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье учащихся, перевозимых специальным автобусом, а также за нарушение их прав и свобод.В соответствии с указанным положением руководитель образовательного учреждения, осуществляющего школьные перевозки от закрепленного за ним населенного пункта, утверждает список перевозимых учащихся с указанием их анкетных данных, местожительства и наименований автобусных остановок, на которых они садятся, выдает допуск преподавателю, который проходит специальный инструктаж. Школьный автобус, на котором перевозятся дети, находится на балансе конкретной школы.Пункт 2 ч. 5 ст. 28 Федерального закона №273-ФЗ предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Таким образом, из Положения об организации перевозок учащихся в Ленинском муниципальном районе Липецкой области и Федерального закона «Об образовании в РФ» следует, что с момента посадки ученика в школьный автобус ответственность за его жизнь и здоровье возлагается на персонал той школы, за которой закреплена соответствующая территория и школьный автобус. Нередко между участниками образовательных отношений – учредителями образовательных организаций и родителями (законными представителями) обучающихся – возникают споры относительно реализации положения ст. 40 Федерального закона №273-ФЗ. Так, заявитель, дочь которой является ученицей 6-го класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органов местного самоуправления. В мае 2014 г. на собрании родителей учеников школы, проживающих в деревне , директор образовательной организации заявила, что им необходимо перевести детей в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», а в противном случае доставку детей до школы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» родители будут осуществлять самостоятельно.На свое обращение в адрес главы администрации Рыбновского муниципального района Рязанской области 7 июля 2014 года заявитель получила ответ о том, что с 1 сентября 2014 г. подвоз учащихся, проживающих в д. , будет осуществляться к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», поскольку приказом № от 8 мая 2014 г. территория д. закреплена за этой школой. Заявитель просила суд признать действия администрации Рыбновского муниципального района Рязанской области по неорганизации бесплатной перевозки ее дочери от деревни Рыбновского муниципального района до МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» и обратно незаконными и обязать администрацию организовать ее бесплатную перевозку по указанному маршруту в срок до 1 сентября 2014 г. Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.В апелляционной жалобе заявитель просила решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия пришла к следующему.Как установлено судом, учредителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» является администрация Рыбновского муниципального района Рязанской области. Постановлением главы Рыбновского муниципального района от 11 октября 2011 г. №1406 органом администрации района, уполномоченным осуществлять функции и полномочия учредителя образовательных учреждений Рыбновского муниципального района, определено Управление образования и молодежной политики администрации Рыбновского муниципального района Рязанской области. Приказом Управления образования и молодежной политики администрации Рыбновского муниципального района от 8 мая 2014 г. внесены изменения в приказ от 27 апреля 2012 г. «О закреплении определенной территории за образовательным учреждением», перераспределены закрепленные территории за МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» в соответствии с приложением к данному приказу, из которого следует, что деревня закреплена за образовательным учреждением МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2». Перераспределение территорий было вызвано переполненностью МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №1» учениками.Из материалов дела следует, что администрация Рыбновского муниципального района Рязанской области выполняет возложенную на нее обязанность по организации бесплатной перевозки детей из деревни до образовательного учреждения, закрепленного за данной территорией в пределах границ Рыбновского района, то есть до МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2». Данное обстоятельство апеллятором не оспаривалось.Отказывая в удовлетворении требований об обязании администрации Рыбновского муниципального района Рязанской области организовать бесплатную перевозку от деревни до МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», районный суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на орган местного самоуправления такой обязанности, поскольку, не оспаривая приказ Управления образования и молодежной политики администрации Рыбновского муниципального района от 8 мая 2014 г. о внесении изменений в приказ от 27 апреля 2012 г. «О закреплении определенной территории за образовательным учреждением», заявитель не представил доказательства нарушения указанным органом прав ученика на общедоступное и бесплатное образование и действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.Довод заявителя о том, что перевод ее дочери в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» каким-либо образом ухудшит положение заявителя, не основан на доказательствах, поэтому подлежит отклонению.Специальные (школьные) перевозки регулируются положениями, которые должны соответствовать:- Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральному закону «О безопасности дорожного движения»; – Правилам дорожного движения Российской Федерации; – Правилам организованной перевозки группы детей автобусами (утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 №1177); – Положению о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции (утв. постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 №20); – Методическим рекомендациям по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом (утв. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации 21.09.2006); – Правилам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечню мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (утв. приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 №7). В календарь руководителяС 1 января 2017 года вступит в силу требование п. 3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами (утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 №1177):«Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».
Комментарии