search
main
0

Дошкольное образование – перспективы

Алишер УМАРОВ, программный специалист Бюро ЮНЕСКО в Москве: – Все шесть целей программы «Образование для всех» реализуются ЮНЕСКО в сотрудничестве с Москвой, которая по-особенному рассматривает вопрос о дошкольном образовании. Проекты бывают разными, наш проект – это разработка различных программ, учебно-обучающих ресурсов, рекомендаций на основе опыта Москвы для того, чтобы этот опыт был распространен по всему миру.

В ЮНЕСКО очень многие снимают шляпу перед опытом Москвы, мы хотим, чтобы этот опыт был распространен по всему миру, чтобы весь этот процесс был основан на научном исследовании, чтобы процесс его передачи был полнокровным обменом опытом. Мне кажется необходимым создание в Москве учебных центров по дошкольному образованию, где весь этот опыт мог бы быть аккумулирован с учетом опыта других стран.

Ольга Ларионова, руководитель Департамента образования:

– Развитие системы дошкольного образования – приоритет деятельности Правительства Москвы. Накопленный в последние два года опыт деятельности новых вариативных форм и подходов к дошкольному образованию с учетом идей концепции устойчивого развития позволил Правительству Москвы в ноябре 2007 года подписать меморандум и заключить Соглашение с ЮНЕСКО о развитии пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы», который рассчитан до 2012 года. Пилотный проект направлен на реализацию первой цели программы «Образование для всех», предусматривающей расширение и совершенствование воспитания и образования детей младшего возраста, развитие социальных, образовательных услуг и программ для детей в возрасте до 6 лет. Таким образом, он выстраивает рамки совместной деятельности в целях создания «Детского сада Будущего».

Сегодня для развития международного проекта работают на базе образовательных учреждений 15 ресурсных центров, которые создают под руководством ведущих научных сотрудников в области дошкольного образования модели особого пространства, позволяющие спроектировать и реализовать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, создать условия для развития детей с учетом меняющихся условий развития самого ребенка. Сеть столичных ДОУ год от года растет количественно, но и меняется качественно. Этому, безусловно, способствует работа ресурсных центров по актуальным для развития дошкольного образования направлениям.

В соответствии с подписанным в ноябре 2007 года соглашением между Москвой и ЮНЕСКО Москва активно готовится к тому, чтобы в 2010 году провести в столице международную конференцию ЮНЕСКО, в рамках которой мы сможем показать свой интересный опыт в области дошкольного образования.

Мария ЦАПЕНКО, заместитель начальника управления общего и дошкольного образования Департамента образования:

– Для московского образования характерно взаимодействие науки и практики. В столице есть три городских педагогических вуза, колледжи и экспериментальные площадки. Для нас, работающих в системе дошкольного образования, сотрудничество с наукой очень важная составляющая нашей каждодневной жизни.

В феврале мы провели первую научно-практическую конференцию, посвященную тем разработкам, которые были сделаны вузами в соответствии с грантами, полученными ими в 2008 году. Такая конференция была проведена впервые в системе дошкольного образования, и доклады вузовских ученых помогли педагогам-дошкольникам узнать о тех интересных разработках, которые сделаны нашей наукой в прошлом году.

Татьяна ГУСЕВА, заместитель руководителя Департамента образования:

– 1 января 2009 года стартовала московская городская целевая программа «Столичное образование-5». Один из главных разделов ее посвящен обеспечению развития качественного и доступного дошкольного образования в столице. За последние годы много хорошего произошло в содержательной стороне жизни ДОУ во многом благодаря реализации городской программы развития дошкольного образования, рассчитанной на период с 2008 по 2017 годы, одобренной коллегией Департамента образования в феврале 2008 года.

Сегодня в московских 225 ДОУ работают экспериментальные площадки, 30 – стали победителями и призерами Московского городского конкурса «Детский сад будущего», созданы и действуют 125 центров игровой поддержки ребенка, осуществляющие психолого-педагогическую деятельность с детьми от 6 месяцев до 3 лет; 48 служб ранней помощи оказывают квалифицированную комплексную помощь детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями развития и их семьям; 73 лекотеки занимаются психолого-педагогическим сопровождением детей до 7 лет с нарушениями развития; открыты 894 группы кратковременного пребывания детей.

В январе 2008 года в Москве был открыт первый семейный детский сад, в сентябре 2008 года их было уже 83. Семейные детские сады предоставляют многодетным родителям возможность трудоустройства, помогают оказывать существенную материальную поддержку многодетным семьям, сокращают очередность в детские сады, значительно изменяют менталитет мам, которые проходят подготовку перед началом своей деятельности, изучают образовательные программы, вместе с детьми посещают занятия непосредственно в саду, дают домашним детям возможность более полного развития вместе со своими сверстниками.

Сегодня в Москве уже есть учреждения, которые одновременно стали и центрами развития, в которых открыты группы кратковременного пребывания, ведется консультативная помощь для родителей, работают центры игровой поддержки.

Один из главных приоритетов ДОУ – укрепление здоровья детей, внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды образовательной и воспитательной деятельности с младенчества становится первостепенным для системы дошкольного образования, и все необходимые ресурсы у нас для этого есть. Говоря о физическом развитии детей, их здоровье, мы прежде всего обращаем внимание на создание условий для овладения ребенком навыками спортивных игр, привития любви к занятию спортом, формирования устойчивых навыков и потребности к здоровому образу жизни. Сегодня детские сады достаточно хорошо оснащены спортивным оборудованием. В 2008 году в спортивные залы 92 детских садов было поставлено по программе «Малышок» новое спортивное оборудование, выполненное на основе современных технологий и безопасное для детей, яркое и привлекательное для них. В детские сады в этом году поставлено и новое спортивно-игровое оборудование из Словении, которое во многом меняет наше представление об организации спортивных занятий в саду.

По состоянию на 1 сентября 2008 года в среднем на одно дошкольное образовательное учреждение приходится 4 компьютера. В течение августа 2008 года осуществлялась поставка компьютерной техники в образовательные учреждения. В 2009 году мы планируем обновить и поставить современную компьютерную технику более чем в 600 ДОУ. В 2006 году к сети «Интернет» были подключены 60 ДОУ, в которых располагаются комиссии по комплектованию. Всего на 1 сентября 2008 года к сети «Интернет» были подключены 677 ДОУ, в течение нынешнего учебного года будут подключены все остальные.

Ключевая фигура в дошкольном образовании – воспитатель. Московский городской педагогический университет и Московский гуманитарный педагогический институт в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 65% увеличили прием на специальности дошкольного образования.

Информация к сведению

В Москве работают 15 ресурсных центров, их тематические направления таковы:

– оптимальные условия развития и воспитания детей в возрасте от 6 месяцев до трех лет (ресурсный центр «Все лучшее – детям»);

– инклюзивное образование для детей с 2 месяцев до 7 лет (ресурсный центр «Детский сад для всех»);

– создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка (ресурсный центр «Я и мир»);

– укрепление здоровья и совершенствование физического развития детей (ресурсный центр «Здоровый ребенок»);

– воспитание ценностных ориентиров: толерантность, культура мира и ненасилия, любовь к Родине, способность к межкультурному диалогу, взаимопониманию и уважению (ресурсный центр «Воспитание ценностных ориентиров»);

– интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста (ресурсный центр «Маленькие гении»);

– раннее экологическое образование (ресурсный центр «Мы и природа»);

– разработка технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи (ресурсный центр «Девочки и мальчики»);

– педагогические технологии и программы эстетического воспитания и художественного развития детей (ресурсный центр «В таланты с малых лет»);

– культура и дошкольное образование (ресурсный центр «Культура и дошкольное образование»);

– современная стратегия раннего языкового образования (ресурсный центр «Знаю много языков»);

– организация дошкольного воспитания детей в условиях двуязычия и многоязычия (ресурсный центр «Двуязычный ребенок: диалог языков и культур»);

– сотрудничество детского сада и семьи (ресурсный центр «Московская семья – компетентные родители»);

– система психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения (ресурсный центр «Мой садик дома»);

– негосударственное дошкольное образование (ресурсный центр «Негосударственный детский сад»).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте