Есть ли уши у ежа?
Игры на развитие лингвистического мышления для детей 5-7 лет
Настоящий комплекс появился на основе изучения работ отечественных и зарубежных педагогов и психологов, адаптирован с учетом психолого-физиологических особенностей детей данного возраста.
Каждая игра проводится в течение недели. Детей знакомят с ней на занятии и затем включают в повседневную деятельность. Каждую игру можно проводить отдельно, включая в занятие, или обьединять по 2-3 в одно занятие. Они просты, не требуют много пособий, интересны детям.
Игры с кубиками:
Цель: учить детей составлять распространенные предложения разных видов.
Оборудование: две дорожки из кубиков по 15 шт. в каждой.
Кубики расставлены на расстоянии детского шага друг от друга.
Ход игры: играют по два ребенка. Каждый проговаривает предложение на каждое слово, перешагивая кубик. Выигрывает тот, кто дальше уйдет.
Рис.1
2. Слово можно прошагать
Цель: учить детей делить слова на слоги.
Оборудование: две дорожки из кубиков по 6 шт. в каждой.
Кубики расставлены на расстоянии детского шага друг от друга.
Ход игры: играют по два ребенка. Каждый придумывает слово и проговаривает его по слогам, на каждый слог перешагивает один кубик. Побеждает тот, кто придумал слово длиннее.
Рис.2
3. В звуках гораздо длиннее
Оборудование: два ряда кубиков на расстоянии детского шага друг от друга по 10 шт. в каждом ряду.
Ход игры: играют по два человека. Ребенок придумывает слово, проговаривает его, на каждый звук перешагивает один кубик. Побеждает тот, кто придумал слово длиннее.
Рис.3
4. Тропинка к другу
Цель: учить детей выделять слово из речи как самостоятельную структурную единицу.
Оборудование: 5 рядов кубиков на расстоянии детского шага друг от друга по 5 шт. в каждом ряду.
Ход игры: дети стоят возле наружного ряда кубиков. Выбрав друга, прокладывают к нему “тропинку”. Перешагнуть кубик можно лишь тогда, когда скажешь о друге доброе слово. Побеждает тот, кто имеет больше друзей. У каждого друга он получает фишку.
Рис.4
5. Лестница-чудесница
Оборудование: 3 дорожки кубиков по 5 в каждой, дорожки трех цветов (красная, синяя, желтая).
Ход игры: ребенок должен выбрать одну дорожку, чтобы пройти лестницу-чудесницу. Дорожка выбирается по желанию ребенка, но цвет дорожки имеет определенное значение. Если пойти по красной дорожке, то при перешагивании каждого кубика нужно назвать слово в сочетании с числительным “один”, по синей – словом “одна”, по желтой – “одно”.
Рис.5
6. Чудо-светофор
Оборудование: 6 разноцветных кубиков, расставленных дорожкой на расстоянии детского шага друг от друга.
Ход игры: ребенок имеет право пройти дорожку, перешагивая разноцветные кубики, лишь в том случае, если при названии цвета он называет предмет.
Рис.6
7. Веселый хоровод
Цель: развивать фонематический слух детей.
Оборудование: из 15-18 разноцветных кубиков построен круг. Желательно, чтобы цвета не повторялись.
Ход игры: дети становятся в круг, поворачиваются друг за другом и, проговаривая слова, перешагивают кубики медленно, двигаясь по кругу.
Раз, два, три
ну-ка быстро назови…
Воспитатель говорит: “Первый звук”. По желанию воспитателя может назвать второй, третий и т.д. Звук в слове – цвет кубика, который достался ребенку, так как на слове “назови” дети останавливаются. Например: “Саша, назови слово, которое бы начиналось со второго звука в названии цвета твоего кубика”. Саша: “Синий, второй звук “и” – искра”.
Рис.7
8. Три дороги, три пути, по которому пойти?
Оборудование: 3 дорожки из кубиков по 3 в каждой. Дорожки заканчиваются карточками со значками ., !, ?.
Ход игры: на каждой дорожке живут предложения. На первой дорожке – серьезные, повествовательные. Они рассказывают ровно, спокойно и в конце имеют точку. На второй дорожке – веселые, радостные предложения, они постоянно вскрикивают, восклицают. Они так и называются восклицательные и заканчиваются веселым подпрыгивающим восклицательным знаком! На третьей дорожке – любопытные предложения, они постоянно о чем-нибудь спрашивают. Они и заканчиваются вопросительным знаком ?, который похож на любопытный, во все сующийся нос. Можно пройти по любой дорожке только тогда, когда, перешагивая кубик, придумаешь предложение, которое живет на этой дорожке.
Рис.8
Игры с обручами:
Цель: учить подбирать прилагательные к существительному, используя перечисления.
Оборудование: на полу 4 обруча. Нужно задумать слово и придумать к нему столько прилагательных (какой, какая, какое), сколько кубиков в обруче.
Рис.9
2. Где живет слово?
Оборудование: 4 обруча в разных концах групп. В каждом разное количество кубиков – 1, 2, 3, 4.
Ход игры: ребенок должен задумать слово, поделить его на слоги, просчитать количество слогов и на счет воспитателя “раз, два, три” быстро занять тот обруч-“домик”, в котором количество кубиков соответствует количеству слогов в задуманном слове. Кто справился с заданием, получает жетон. Игра повторяется 3-4 раза.
Рис.10
Игры с “живым словом”:
Цель: развивать диалогическую речь.
Ход игры: в игре принимают участие два и более детей. Задание выполняется по цепочке. Первый ребенок задает вопрос второму, второй должен точно повторить вопрос и ответить на него.
Например:
Вова: “Таня, какие конфеты тебе больше нравятся?”
Таня: “Вова, ты спрашиваешь, какие конфеты мне больше нравятся? Мне нравятся конфеты “Белочка”. Дальше играющий задает вопрос следующему участнику.
2. Закончи предложение
Цель: развивать внимание детей и умение строить полные, логически завершенные предложения.
Ход игры: участвуют 4-5 детей. Первый начинает предложение, говоря одно слово, остальные поочередно удлиняют предложение на одно слово (можно с предлогом).
Рис.11
3. Измени слово
Ход игры: играют 5-7 детей. Воспитатель называет слово, дети придумывают однокоренные, используя приставки, суффиксы. Побеждает тот, кто назовет последнее слово. Игра повторяется 4-5 раз. Например: стол-столовый-столовая-столоваться-застольный.
4. Цепочка слов
Цель: развивать фонематический слух детей, активизировать словарь.
Ход игры: принимают участие 3-10 детей. Первый ребенок называет слово, каждый последующий имеет право изменить лишь один звук в предыдущем слове. Побеждает тот, кто назовет последнее слово, например:
мышка – мишка – мошка – кошка – корка…
корма – форма – ферма – фирма…
Работа со схемами
Рис.12
Игры-задания:
2. Выполнить одно из заданий с использованием сюжетной картины или фантазии.
Рис.13 Рис.14
3. Посчитать количество предложений в предложенном тексте.
II этап. Формирование у детей представлений о графической структуре предложений. Этот этап работы исключает предыдущий. Детям больше не следует предлагать карточки со схемами I этапа.
Используются схемы:
Рис.15
Разрезные схемы
I. Посчитай количество слов в предложениях и найди им соответствующую карточку.
а) Наступила весна.
Пришла долгожданная весна.
Наступила звонкая журчащая весна.
б) Засветило солнышко.
День становится жарким.
Дети гурьбой пошли купаться.
в) Пришла мама.
Она купила овощи.
Овощи выглядели очень спелыми.
г) Сегодня воскресенье.
Мы идем в лес.
В лесу поспели ягоды.
II. Составить схему предложений.
а) Мы завтра идем в цирк!
б) Какое будет представление?
в) Где живет крокодил?
г) Есть ли уши у ужа?
д) В лесу живет лиса.
Татьяна КОРОСТЕЛЕВА,
психолог
Нижневартовск,
Тюменская област
“Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
Комментарии