Людмила ШВЕЦОВА, первый заместитель мэра в Правительстве Москвы: – Москва – огромный город, в нем проживает 2 миллиона 800 тысяч семей. Все они разные. Есть очень большие, многодетные, в других только один ребенок. Есть семьи, где муж и жена только собираются стать папой и мамой, а также семьи, где волею судьбы у ребенка только один родитель. Есть семьи святые, добрые, заботливые – в них, помимо кровных детей, воспитываются те дети, которые тоже стали родными, дети, которым пришлось испытать в жизни самое тяжелое – потерю своей кровной семьи. Есть семьи, заботящиеся о детях, которым Бог послал самые сложные испытания – ограничения в их развитии и возможностях. Они совершают чудо: проводят детей через все невзгоды и делают их полноценными гражданами нашего общества.
В Москве последовательно, шаг за шагом, реализуют программы, адресованные юным москвичам и их семьям, по инициативе столичного мэра в Москве был проведен Год ребенка, во время которого нам удалось решить очень много социальных проблем московских семей. Удалось создать в городе атмосферу, которая настроила всех на создание совершенного общества, главной чертой которого будет доброжелательное отношение к детям. На смену этому году пришел Год семьи. Москва была первым субъектом Федерации, который принял свою городскую программу Года семьи. Она разноплановая, связана и с утверждением современного статуса семьи, и с поддержкой социально незащищенных семей, и с созданием условий сохранения семьи. Эта программа связана с медицинским обслуживанием, образованием и социальной защитой, которые так важны для московских семей. Для реализации этих программ Мосгордума по предложению мэра и Правительства Москвы ежегодно находила очень серьезные дополнительные финансовые ресурсы. Они были использованы и используются сейчас для того, чтобы московским семьям жилось более благополучно. Хочу сказать, что мы на этом не остановимся. Мы будем продвигать эту политику дальше, заботиться о решении различных важных для каждой семьи проблем. Но усилия городских властей ничего бы не стоили, если бы в каждой семье не создавали атмосферу любви, уважения, взаимопонимания, заботы о детях, старшем поколении. Если бы московские семьи не воспитывали своих детей как честных и порядочных граждан нашего государства. Мы можем говорить о воспитании вообще, но если воспитанием не занимается каждая конкретная семья, думаю, ничего у нас не получится. В семьях закладываются те самые важные черты, без которых человек не может быть счастлив. Нет счастья у человека, если он не получил хорошего образования и равных стартовых возможностей для того, чтобы найти себя в жизни, самореализоваться, иметь профессию и заботиться о следующем поколении своей семьи. Поэтому нам так важно, чтобы московские родители были компетентными, чтобы они понимали, как нужно воспитывать своих детей, чтобы они стали настоящими москвичами.
Олег МИТВОЛЬ, префект Северного округа:
– Очевидный факт: процветание государства зависит от семейного благополучия его граждан, от того, насколько семья чувствует себя счастливой и крепкой, насколько она сильна своими корнями и традициями. 2010 год, посвященный Году учителя в России, во многом способствует внедрению политики сбережения и развития человеческого потенциала. Ключевая идея Года учителя – реализация инвестиций в педагога, в его здоровье и качество жизни, в том числе семейной, так как именно в семье человек получает поддержку и опору для наибольшей устойчивости в социальном мире, ощущает полноту жизни. Год учителя способствует повышению инициатив дошкольных образовательных учреждений, ускоряет процесс обновления содержания образования, активизирует инновационную деятельность педагогических коллективов. Надо сказать, что Год учителя – это еще и Год воспитателя дошкольного учреждения, поскольку для многих детей он становится первым педагогом, первым учителем в жизни. Педагоги Северного округа всегда проявляли творческую инициативу, сегодня в округе успешно работает ресурсный центр «Московская семья – компетентные родители» в рамках международного проекта Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». Мы надеемся, что опыт, накопленный этим центром, будет интересен всем ДОУ столицы. На основе образовательной модели, которая будет создана ресурсными центрами, любой детский сад сможет осуществить переход на работу по современным эффективным образовательным и воспитательным технологиям.
Немаловажную роль в этом играет поддержка органов исполнительной власти и местного самоуправления. Только за последние 3 года в нашем округе построены 7 школ и 23 дошкольных учреждения. Образовательные учреждения оснащаются современным компьютерным, учебным и игровым оборудованием, развивается спортивная база округа. Органы власти постоянно поддерживают инициативных, творческих педагогов, воспитателей, лучших, талантливых воспитанников. Многолетней традицией стало проведение дней открытых дверей в дошкольных учреждениях, фестиваля проектных работ «Маленький исследователь». В этом году стартовал фестиваль «Эстафета педагогического мастерства: сетевое взаимодействие ресурсных центров и детских садов в рамках реализации проекта «Московское образование: от младенчества до школы». Высокий уровень проводимых мероприятий подтверждает, что в образовательных учреждениях округа растет достойная смена. Достигнутые результаты подтверждают высокий потенциал педагогических коллективов образовательных учреждений и позволяют определить стратегию инновационного развития системы образования округа. И это результат совместного труда педагогической общественности и представителей власти.
Владимир РАЗДИН, начальник Северного окружного управления образования, заслуженный
учитель РФ:
– Развитие дошкольного образования – приоритетное направление деятельности Правительства Москвы. В городской целевой программе развития образования «Столичное образование-5» заявлено, что основная цель в области дошкольного образования – «реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе».
Созданная в округе многофункциональная, развивающая система дошкольных образовательных учреждений в целом удовлетворяет потребности населения в оказании разнообразных образовательных услуг. Наметилась устойчивая тенденция увеличения количества центров развития ребенка – детских садов, активно развиваются новые организационные формы дошкольного образования: консультативные пункты, логопедические пункты, центры игровой поддержки, лекотеки, службы ранней помощи, семейные детские сады, группы кратковременного пребывания.
В рамках обобщения и трансляции инновационной работы образовательных учреждений округа проводится большое количество научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» по таким актуальным темам дошкольного образования, как «Инклюзивное, интегрированное и специальное дошкольное образование: опыт работы и направление дальнейшего развития», «Познавательно-творческое развитие дошкольников во взаимодействии с семьей», «Дошкольное образование – ресурс интеллектуального развития нации; «Методические аспекты раннего языкового образования», «Исследовательская и проектная среда в ДОУ» и другие.
Более 75% дошкольных учреждений округа активно внедряют в практику инновационные технологии, направленные на совершенствование воспитательно-образовательного процесса как одно из условий повышения качества дошкольного образования. За последние годы более чем в 3 раза увеличилось количество дошкольных учреждений (с 27 до 91), участвующих в инновационной деятельности, расширилась тематика инновационного поля, ведется апробация современных педагогических технологий во всех направлениях развития личности ребенка.
На сегодняшний день чрезвычайно актуальна задача повышения социального авторитета и личной привлекательности семьи, активизации потребности молодого населения в реализации себя в родительской роли и в роли семьянина в целом. Для России это одна из приоритетных общенациональных задач.
Активно реализуется совместный пилотный проект Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы». В Северном округе на базе Государственного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида №2230 открыт городской ресурсный центр «Московская семья – компетентные родители», направленный на сотрудничество детского сада и семьи в вопросах повышения психолого-педагогической компетентности родителей, осуществление дифференцированного подхода в общении с разными семьями. Ресурсный центр объединил вокруг себя 17 экспериментальных площадок и 28 московских дошкольных учреждений, занимающихся разработкой и апробацией инновационных технологий сотрудничества с родителями.
Ресурсный центр «Московская семья – компетентные родители» создан, чтобы оказывать дошкольным образовательным учреждениям комплексную профессиональную поддержку в реализации и дальнейшем развитии городской программы «Московская семья – компетентные родители», разрабатывать и внедрять в практику сотрудничества с семьей инновационные технологии повышения воспитательной культуры родителей.
Творческий подход к реализации программы позволяет педагогам детского сада активно включать родителей в педагогический процесс и сотрудничество; дает возможность увеличить свой воспитательный потенциал каждой московской семье с самыми различными образовательными нуждами и потребностями, независимо от того, посещает ребенок детский сад или воспитывается родителями в домашних условиях; повышает социальную и личностную ответственность московских родителей за благополучное полноценное развитие и воспитание детей; обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений в семьях.
В год, когда вся страна готовится отметить 65-летие Великой Победы, ресурсный центр разработал проект «Посмотрим памяти в глаза», посвященный юбилейной дате. В него включились 18 дошкольных образовательных учреждений Москвы. Одним из самых ярких, запоминающихся моментов для маленьких воспитанников детских садов стало участие в параде «Дошкольный дивизион на марше Победы», посвященном Дню защитника Отечества. В рамках проекта накануне празднования 65-летия со Дня Победы пройдет городской гала-концерт с участием детей, родителей, педагогов и ветеранов. Проект завершится фестивалем, приуроченным к Международному дню защиты детей. Праздник состоится накануне Всемирной конференции по дошкольному воспитанию, которая будет проходить в Москве в сентябре под патронатом ЮНЕСКО и Правительства Москвы.
Детские сады сетевого взаимодействия ресурсного центра «Московская семья – компетентные родители»
Детский сад №403 СВАО
«Педагогические условия повышения компетентности родителей в воспитании экологической культуры дошкольников».
ЦРР №1511 ЗАО
«Развитие интеллектуальных способностей детей во взаимодействии с семьей».
Центр развития ребенка №1777 ЦАО
«Использование ресурсов ДОУ и семьи для развития современного ребенка».
ЦРР №1352 ВАО
«Сотрудничество с родителями в вопросах гендерного воспитания детей».
Детский сад №151 ЮЗАО
«Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в детский сад до выпуска в школу как условие формирования родительской компетентности».
ЦРР №2399 СВАО
«Психолого-педагогическое сопровождение родителей с детьми, имеющими проблемы в развитии».
ЦРР №577 ЮАО
«Преемственные связи «Детский сад – школа – семья».
ЦРР №2093 ЗАО
ЦРР №2337 СЗАО
«Экологизация семейного воспитания».
ЦРР №2317 ЮВАО
«Интегративный подход к повышению воспитательной культуры родителей».
ЦРР №2461 ЮЗАО
«Разработка и внедрение новых форм дошкольного образования в поддержке семейного воспитания».
ЦРР №1851 САО
«Развитие культурного потенциала личности ребенка во взаимодействии ДОУ и семьи».
ЦРР №1787 ЮАО
«Двуязычный ребенок – диалог языков и культур».
ЦРР №2374 ЮАО
«Психологическое сопровождение семей и профилактика факторов риска в воспитании детей».
Прогимназия №1661
«Педагогические условия повышения компетентности родителей в вопросах воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Комментарии