Детские сады – это наша передовая. Без любви в сердце здесь делать нечего. Бытует мнение далеких от мира детства людей, что пока человечек мал, ему ничего не требуется. Ну книжку ему почитаешь, гулять сводишь – и вся недолга. А в садике вкусно кормят, блаженство, а не работа. Не тут-то было! Те, кто связал свою жизнь с дошкольным образованием, обречены быть строителями, дизайнерами, хорошими менеджерами, снабженцами и, безусловно, самыми тонко чувствующими педагогами. Ведь то, что они закладывают в фундамент детской души изначально, даст всходы не только в школе, но и в более взрослом возрасте. Главный специалист по дошкольникам Министерства образования Челябинской области Галина Панкратова не устает доказывать всем и вся, насколько важно поддерживать детские садики. Ее энтузиазм не остался без реакции. Дошкольное образование оказалось под личным контролем губернатора, что отрадно. Организованы семинары, на которые приезжают авторы уникальных программ, лучшие российские специалисты. Обучение для челябинских «дошкольников» на таких курсах-беседах бесплатное. Заключены договоры с издательствами о бесплатных поставках новейшей методической литературы. И еще. В Челябинской области большое внимание уделяется здоровью подрастающего поколения. На профилактическую витаминизацию объявляется конкурс поставщиков, с тем чтобы каждый ребенок весь год получал бесплатно необходимую ему подпитку.
Культ положительного
Умей быть самым-самым с детства!
Вилка в левой руке, нож в правой, прямая спинка и никаких локтей на столе – взрослые едят кое-как, а они, воспитанники детского сада №353 «Сказка», делают все, как надо. Иначе не умеют. Культура еды, самоконтроль и забота о своей осанке – это так естественно и в два года, и в семь лет, и в девяносто! Главное – понимать, что ты самый-самый лучший, и все, что делаешь, должно быть красивым.
353-й – авторский сад. Еще в 1991 году здесь стали работать над изменением его структуры. В результате родились группы-семьи, где обитают разновозрастные дети от двух до семи лет, как это часто бывает в реальной жизни. Конечно, на тематические занятия собираются дети, у которых одинаковый уровень развития, но даже здесь нельзя сказать «одногодки», так как некоторые опережают сверстников, а другие, наоборот, еще не пробудились к активной интеллектуальной деятельности.
Каждый педагог-воспитатель выбирает себе занятие по душе и совершенствуется в этом, набирает тот уровень познаний, который поможет ему провести своих малышей без страха угодить в тупик некомпетентности. А наивная детвора выбирает не ту область познания, которая наиболее востребована, допустим, в школе (совсем не хотят думать о будущем!), а человека, слушать и слышать которого хотят. Все основано только на взаимной симпатии.
В группах установлено правило лучшего отмечать. Ты сегодня трудолюбив – получай солнышко. Заботлив? Отзывчив? Вежлив? Справедлив?
Рвутся ребята стать настоящими взрослыми, светскими, ответственными, лояльными. Возможно, все это – игра, но ее результаты зароняют в детские души те зерна, которые могут прорасти в прекрасные свойства сформированного в духе положительного характера.
Светлана МИШИНА
Лети, лепесток, через запад на восток…
И исполни заветное желание
Беда не выбирает, где обрести пристанище. Она приходит всегда неожиданно и бьет по самому больному. Она пытается нас сломать, но наша миссия – выжить. Вопреки всем обрушившимся испытаниям, даже если порой жить абсолютно невмоготу. Наверное, нет ничего страшнее, когда рождается ребенок, непохожий по своему развитию и состоянию здоровья на других. В его болезни всегда винишь себя, и это чувство вины неизбывно. Но людям свойственно бороться за счастье, которое для родителей заключается в благополучии их детей. И они приходят сюда, в детский садик №181, который еще называют «Цветиком-семицветиком». Ведь коллектив этого садика способен творить чудеса.
С 1991 года садик стал работать как специализированное учреждение для детей-ивалидов с органическим поражением центральной нервной системы, синдромом детского церебрального паралича, задержкой речевого и психического развития и другими нарушениями нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Медицинское оснащение здесь на высшем уровне, лечат, как в стационаре. Но все эти напичканные новейшей и эффективнейшей аппаратурой кабинеты к тому же отличает трепетная забота о маленьких пациентах-воспитанниках. Удобные перила вдоль всего коридора для тех, кому при ходьбе требуется поддержка. И необычной формы зеркала повсюду, чтобы любоваться собой и каждодневными своими свершениями.
Реабилитация осуществляется комплексно. В «Семицветике» происходит стимуляция психической активности ребенка, сенсорное развитие и воспитание, совершенствование двигательной активности, развитие навыков самообслуживания. Здесь развивают коммуникативные навыки и приветствуют познавательную активность. И большое внимание уделяют художественно-эстетическому творчеству.
Вот, например, работа Светы Одинцовой, не без помощи мамы, правда, выполненная. «Деревня»: спичечный частокол и домики, любовно укутанные перьями, деревья, пастбище с домашним скотом, хозяйственные постройки – миниатюрный, но такой настоящий мир. Светлый и радостный, детский и беззлобный, несмотря на…
Настя СПЕГАЛЬСКАЯ
Обратная связь
Как привить ребенку любовь к родителям?
В «Жемчужинке», детском саду №476, воспитание основывается не только на познании и подготовке к школе, оно твердо стоит на позициях доверия, содружества и уважения личности друг в друге.
Правила поведения вырабатывают сами дети. Они похожи на взрослые поучения, но ребятам это нравится, так они понимают, что все это по-настоящему: «Мы кладем все на свои места», «Научился сам, научи другого». А вот телеграмме от Незнайки они удивились, надо же, а думали, он вымышленный! И предложение веселого человечка в забавной шляпе «побаловаться, пошалить» поддержали с радостью.
Но не только шалить нравится воспитанникам 476-го. В садике множество кружков, секций, студий. Интеллектуально-развивающие логические игры, «АБВГДейка», шашки, английский язык. Легкая атлетика и тхэквондо. Кружки «Юный турист», бисероплетения, «Умелые ручки». Хореографическая студия. В дождливую погоду ребята мастерят игрушки, а чтобы их мягким друзьям не скучно было, из дома принесли кукол, в которые играли бабушки и прабабушки. А еще маленькие затейники любят готовить и сервировать стол, в каждой группе у них есть блинница, тостер и миксер для осуществления фантазий гурманов.
В течение 10 лет 476-й реализует комплексную программу «Сообщество», разработанную на основе современных теорий развития ребенка с использованием передовых педагогических технологий.
Еще в Министерстве образования Челябинской области мне сказали: она умеет работать с родителями. Увидев Рамилю Масагутову и ее «Жемчужину», поняла, она дружить с ними умеет. Знает каждого по имени и пропагандирует: «Влюбляйте в себя своих детей, тогда получите обратную связь!»
Настя ХОХЛОВА
Играть надо учить
И не только детей
Голубые елочки посадила Валентина Ружева 40 лет назад. В то время она впервые пришла в детский сад №310, и ей захотелось первых преобразований. С тех пор многое изменилось в здании и на участке, только вот ощущение общего дома остается здесь неизменным.
В 1980 и 1984 годах 310-й принимал участие в ВДНХ. Награжден дипломами, а его заведующая привезла в садик серебряную и бронзовую медали. Сейчас у садика статус Центра развития ребенка. Здесь преподают сольфеджио, английский язык, физику, биологию. Созданы все условия для формирования у малышей физической, интеллектуальной и художественно-эстетической культуры.
Игра – это основной способ постичь мир. Примеривая на себя, словно разнообразные наряды, роли, человек учится налаживать общественные связи и преодолевать обиды, проживать день по-новому и отказываться от чуждого и ненужного. Маленький человечек познает свое значение и потихонечку приобретает навыки житейской мудрости. Играть необходимо, но многие взрослые давно разучились это делать. И в 310-м стараются им помочь найти общий язык с их же ребенком, вернуть отношениям отцов и детей ту первозданную легкость и естественность, которая позволит в дальнейшем преодолеть любые конфликты и зарождение непонимания.
Валентина Дмитриевна – человек неугомонный. Ради создания для своих детишек возможности играть она совершает поистине чудеса. Разбросала по участку домики-беседки на случай дождливой погоды, чтобы, оставаясь как можно дольше на свежем воздухе, было куда укрыться от докучливой влаги. Осилила пристройку, где призывно заголубела вода бассейна, давая ребятишкам поплескаться и физически закалиться заодно. Сейчас Ружева мечтает о надстройке, куда бы она перевела все административные помещения, освободив еще больше пространства под игры. А что, ее елочки двухэтажное здание уже переросли, следует и ему устремиться ввысь.
Олеся ШАНИНА
Комментарии