На современном этапе развития системы дошкольного образования конкретизируются цели и задачи развития, воспитания и образования детей. В ФГТ ООП ДО в образовательной области «Социализация» наряду с другими задачами обращается внимание на формирование у дошкольников гражданской принадлежности и патриотических чувств.
Изменения, произошедшие в нашем обществе в последние десятилетия, привели к деформации понятия «патриотизм». Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» приобрели новое и весьма актуальное звучание. В настоящее время одна из острейших задач воспитания подрастающего поколения – воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, будучи начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, положительное отношение к родной природе, малой родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. В нашем детском саду на протяжении многих лет идет серьезная работа: в группах оформлены зоны гражданско-патриотического воспитания, дети в условиях свободного доступа имеют возможность расширить свои представления о России, знакомятся с государственной символикой, фотоматериалами, иллюстративным материалом, совместно с родителями воспитанников созданы мини-музеи «Богатыри земли русской», «По страницам Великой Победы», «Музей бумажных моделей – копий транспортных средств и военной техники», представлены детско-родительские проекты «Мой дедушка – солдат», «Война в моей семье», «Дети войны». Однако только силами педагогического коллектива ДОУ полноценно решить все эти задачи достаточно сложно. Гражданская принадлежность и патриотизм формируются на определенном содержании, которое складывается из конкретных фактов и событий, и чем богаче, разнообразнее содержание, тем сильнее и глубже чувство любви и гордости за свое Отечество. Необходимое условие обеспечения общедоступности и качества дошкольного образования – непрерывность образования, которое обеспечивается прежде всего путем выстраивания преемственных связей между его звеньями. Преемственность в развитии ребенка при переходе от дошкольной ступени на ступень начальной школы означает, что появившиеся у дошкольника качества, черты, особенности переходят с ребенком на следующий возрастной этап и становятся основой для его дальнейшего развития. На протяжении 10 лет наше учреждение сотрудничает со средней общеобразовательной школой №865, 80% выпускников детского сада становятся учащимися этой школы. На базе школы созданы уникальные условия для формирования у детей нравственных качеств личности: музей 43-й армии, обелиск памяти погибшим воинам на территории школы, кадетский класс. Хранитель музея 43-й армии, ветеран Великой Отечественной войны, рассказывает детям о редких экспонатах музея, которые имеют прямое отношение к эпохе военного времени. Эти экскурсии расширяют представления детей об историческом прошлом нашей Родины, знакомят с великим подвигом нашего народа, учат гордиться страной, в которой они живут. Результативность этой работы проявляется в том, что дети трепетно относятся к героическим подвигам старшего поколения, изучают историю своей семьи, гордятся своими бабушками и дедушками, относятся к ним с особым уважением. Особенно торжественно проходят мероприятия по возложению цветов к обелиску памяти погибшим воинам, свои впечатления дети передают в детских рисунках и рассказах о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны. В совместном плане работы ДОУ и школы за основу взята задача по обеспечению преемственности детского сада и школы в формировании патриотических чувств дошкольников и младших школьников, определена целевая преемственность, преемственность в методах и формах, намечены пути сотрудничества по созданию предметной развивающей среды. Неизгладимое впечатление дошкольники получили от участия в фестивале военной песни по теме «Песня, опаленная войной». Дети готовились к фестивалю и представляли песни военных лет наравне со школьниками. Школа помогает организовать взаимодействие с Советом ветеранов района Теплый Стан. Воспитанники детского сада с волнением готовятся к встречам с ветеранами, воспитатели детского сада проводят с детьми тематические «мастерилки», где родители и дети готовят сувениры, рисунки, открытки в подарок ветеранам. Благодаря этим контактам жизнь детей наполняется живыми, яркими и богатыми эмоциями, которые надежно укрепляют фундамент патриотизма в детских душах. Сегодняшние воспитанники – счастливые дети. Они могут сказать спасибо нашим ветеранам, глядя им в глаза, услышать из первых уст рассказы о военных и трудовых подвигах. Пройдут годы, эти уникальные минуты общения уйдут из нашей жизни вместе со старшим поколением. Мы понимаем это и бережно относимся к каждой встрече с ветеранами. В этом году воспитанники детского сада впервые были приглашены на «Линейку порядка». Учителя начальных классов рассказали об итогах прошедшей недели, ознакомили с предстоящими мероприятиями, состоялось торжественное награждение победителей конкурса «Лучший скворечник», проведенного среди учащихся 1-х классов. Такие мероприятия помогают дошкольникам адаптироваться к школьной жизни, приучают к порядку и дисциплине, необходимой во время обучения в школе. Сложившаяся система взаимодействия детского сада и начальной школы по формированию нравственных качеств личности и основ патриотического воспитания дошкольников обеспечивает непрерывность образования и выступает в качестве основы для построения образовательной деятельности в начальной школе. Ольга ЗАЙЦЕВА, заведующая детским садом №796; Олеся СОРОКИНА, старший воспитатель детского сада №796
Комментарии