Весна 2020 года стала непростым испытанием для отечественной образовательной системы. Главной задачей стало сохранение качественного обучения в новом как для детей, так и для педагогов онлайн-формате. В решении этих непростых задач Москве удалось преуспеть и продемонстрировать успешный пример создания и применения электронно-цифровой дидактики на всех образовательных ступенях.
Дошкольникам, лишившимся традиционного общения, пришлось особенно трудно. Чтобы сохранить эмоциональную связь «педагог – ребенок» воспитателям и специалистам пришлось быстро перестраиваться на новые рельсы и осваивать платформы групповой связи.
Неожиданно для нас, но очевидно с самого начала пандемии оказалось, что такая форма обучения очень востребована московскими семьями. К бесспорным плюсам этой системы стоит отнести тот факт, что каждое занятие стало по-настоящему открытым. У родителей появилась уникальная возможность получить мастер-класс по раннему развитию детей.
Если до этого для консультаций приходилось специально собирать и организовывать родителей, то онлайн-формат позволил обеспечить полное погружение семьи в обучение. Родители смогли увидеть, какие методы и приемы применяют воспитатели и дошкольные специалисты, что сейчас проходят их дети, какие модули и с каким успехом осваивают.
Благодаря открытым занятиям в онлайн-формате наши родители значимо продвинулись как в области программного содержания системы образования на дошкольной ступени, так и в области психологии развития дошкольников, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Конечно, не обходилось без трудностей и их преодоления. Работа в дистанционном формате потребовала и от педагогов, и от родителей повысить свою компетенцию в техническом оснащении. Чтобы не выйти за рамки санитарных норм, пришлось корректировать структуру и продолжительность занятий с учетом чередования зрительной и двигательной активности.
В помощь педагогам была создана и регулярно пополнялась копилка интерактивных игр для лучшего запоминания и восприятия учебного материала. Ежедневно педагоги были на связи с детьми, используя различные средства обучения: презентации, видеоролики, викторины, беседы по прослушанному и увиденному, мастер-классы и тренинги для родителей.
Оценивая этот опыт, педагоги-дошкольники едины во мнении, что дистанционный формат обучения не заменяет традиционного обучения в группе, но ведь эту цель он и не преследует. А между тем дистант оказался очень удобен в период карантина, а также для часто болеющих детей, которые по состоянию здоровья не могут присутствовать в группе, но при этом очень хотят учиться. В части обучения детей с ОВЗ воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам удалось реализовать все коррекционные занятия в рамках адаптированных программ, как фронтальные, так и индивидуальные.
Эффективен онлайн-формат и для проведения консультаций, мастер-классов, родительских встреч и методических собраний, причем на постоянной основе. Ведь в таком случае выход на связь возможен из любой удобной точки подключения, никому не требуется тратить время на дорогу до места встречи, при этом сохраняется возможность активно участвовать в обсуждении и задавать любые интересующие вопросы, а если присутствовать все-таки невозможно, то всегда можно просмотреть собрание в записи.
– Хочу поблагодарить своих воспитателей за организацию онлайн-занятий, – говорит Теона Гогия, мама Артема. – Для нас, родителей, это было большой подмогой в сложившейся ситуации. Для себя узнали много нового и интересного, многому научились. Занятия проходили каждый день интересно, занимательно. Дети рисовали, лепили, делали оригами, аппликации. Узнавали много интересного о природе, животных, занимались математикой, музыкой. Очень понравилась утренняя гимнастика.
– Моя дочка посещала ГКП, – рассказывает Татьяна Анискина, мама Ульяны. – Я и подумать не могла, что мы сможем заниматься с ребенком в формате онлайн. Но наша воспитательница Юлия Михайловна сумела нас заинтересовать. Каждый день проходили мастер-классы. Вместе со своими малышами мы учились лепить, рисовать, делали пальчиковую и артикуляционную гимнастику, смотрели познавательные мультики, делали зарядку, пели, играли на шумовых инструментах. Мы очень благодарны своему воспитателю за эти уроки, они нам очень пригодились.
Период дистанционного обучения помог нашим семьям подтянуть свои педагогические навыки, методически самообогатиться, а нам, педагогам, помог укрепить доверие родителей к школе и научиться справляться с главной трудностью – со страхом новых технологий. Еще одна «бусинка» в копилке умений современного педагога-дошкольника, еще один зачет в своей профессиональной самооценке.
Марина РАМАЗАНОВА, Людмила ПОПОВА, Наталья ЛАПТЕВА, Надежда ПРОХОРОВА, педагоги школы №97
Комментарии