search
main
0

ДОСААФ готов к сотрудничеству с педагогами

На одной из встреч с директорами колледжей министр образования Москвы Исаак Калина поставил перед ними ответственную и серьезную задачу – сотрудничать с ДОСААФ. Директора удивились, так как об этой некогда весьма уважаемой организации в последние годы не было слышно. Чтобы узнать, как же она работает сегодня, мы отправились на встречу с ее руководителем Сергеем МАЕВЫМ.

– Сергей Александрович, почему вдруг ДОСААФ попал в зону неизвестности?- Потому что в его истории был период, когда Добровольное общество содействия армии и флоту России в течение чуть более пятнадцати лет вдруг стало уходить от выполнения своих задач, в соответствии с которыми оно должно было заниматься воспитанием молодежи, подготовкой молодых людей к службе в армии. Для такой ситуации были объективные причины: в 90-е годы нам вдруг объявили, что воспитание молодежи как государственная политика неприемлемо, что воспитание должно быть исключительно задачей семьи, а не той же школы. Наша организация оказалась невостребованной, в ее работе не были заинтересованы, ее не финансировали и оставили буквально на произвол судьбы. На воспитании молодежи средств, как вы понимаете, не наживешь, поэтому чтобы выжить в те годы, многие бросились зарабатывать деньги. Я не хочу сказать, что в те годы ДОСААФ полностью прекратило работу с молодежью, традиции сохранились, сохранились те люди, которые понимали, сколь важна эта работа, но она шла в небольших масштабах, ни о какой связи с учебными заведениями среднего, начального и среднего профессионального образования речи не было. Если была возможность заработать деньги, тогда к учебным заведениям обращались, если же нужно было заняться воспитанием учащихся и студентов, то о таком сотрудничестве никто не думал. Одним словом, организация выживала в одиночку, как могла.- Сегодня, ожидая встречи с вами в приемной, я убедилась, сколь разнообразна и значительна работа ДОСААФ. Люди, которые приходят сюда, судя по всему, думают совсем не о том, как заработать деньги, а о том, как интереснее выстроить работу с молодежью. В какой же момент произошел перелом в жизни ДОСААФ?- Перелом произошел в тот момент, когда было принято решение о преобразовании нашей организации в общественно-государственное объединение. Ведь сама необходимость такого преобразования была продиктована тем, что общественная организация вошла в рынок настолько далеко, что каким-то эволюционным путем возвратить ее оттуда было практически невозможно, нужно было принимать какое-то государственное решение, и оно было принято. Спасибо нашему руководству, что оно поняло: это движение общественной организации в рынок нужно останавливать, необходимо возвращать ее на рельсы для того движения, для которого она создавалась.- Обычно в таких случаях находится кто-то, кто первым проявляет инициативу. Кто был таким инициатором в этом случае?- Инициативу проявило Министерство обороны РФ. Министр обороны пригласил меня на прием и выразил опасение, что при переходе на один год срочной службы возникнет очень много проблем в подготовке молодежи. Он прямо задал мне вопрос, смогу ли я разобраться в ситуации, я ответил, что смогу, как человек, знакомый с прежней деятельностью ДОСААФ.- Почему министр пригласил на прием именно вас и именно вам предложил возглавить ДОСААФ России?- Об этом, наверное, нужно было бы спросить его. Могу предположить, что назначил как представителя старой школы, ведь знаю, что такое подготовка кадров для Вооруженных сил: у меня за плечами 43 года непрерывной службы в ВС, работа в военных органах управления.- Таким образом, министр обороны лично принял решение о возрождении ДОСААФ?- Думаю, что это решение принял не только он, а прежде всего высшее руководство страны, понимающее, что организацию нужно тянуть из болота рыночных взаимоотношений. К тому времени началось острое противостояние руководства ДОСААФ, вернее, тогдашнего РОСТО, и руководства Министерства обороны РФ, звучали прямые заявления РОСТО о том, что эта организация вообще готова отказаться от подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах. Для этого, правда, были объективные причины, и нельзя во всем винить только руководителей РОСТО, но далее терпеть такое было невозможно. Но, думаю, министр принял решение о возрождении ДОСААФ не только потому, что думал о судьбе этой организации, но и по большому счету он думал о судьбе армии. Министр, конечно, искал механизм для подготовки молодых людей к службе в ВС и наиболее подходящим механизмом, той структурой, которая могла бы решить эти задачи, посчитал ДОСААФ. С этого момента и начался поворот в его судьбе, потом в течение полугода рабочая группа, в состав которой, кстати, входил и Исаак Калина, трудилась над разработкой необходимых документов. Он, тогда в ранге заместителя министра образования и науки РФ, вник в проблему на уровне России. Я должен сказать, что Исаак Иосифович совершенно гражданский человек, но в тот момент он понял больше, чем понимали некоторые военные.- Это и стало причиной сотрудничества системы образования и ДОСААФ России?- Не могу сказать, что тогда Калина сам предложил свои услуги, но он сказал, что для лучшей реализации патриотического воспитания такое сотрудничество будет плодотворным. Думаю, что во многом это было сделано с пользой и для Министерства образования и науки РФ, поскольку такая консолидация усилий в работе Минобрнауки РФ и Минобороны РФ могла сделать весьма эффективной работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. С тех пор у нас и началась серия совместных мероприятий. Надеюсь, что с переходом Исаака Калины на работу в московский Департамент образования наше сотрудничество продолжится.- Думаю, что так и будет, ведь, скажем, из колледжей столицы выпускники сплошь идут в армию.- Вот в том-то и дело, что они сплошь идут в армию, а для этого их нужно готовить к службе. Министр обороны мне на тогдашней встрече сказал, что сам окончил институт с красным дипломом, а призвали его в армию и посадили за баранку автомобиля, хотя можно было придумать для него, как для специалиста, какое-то другое занятие. Я тоже считаю, что пока налицо непродуктивное использование тех ресурсов, которыми располагает система образования. Мы с Исааком Иосифовичем как-то рассуждали о том, что выпускники НПО, СПО используются нерационально, а ведь есть еще и выпускники технических вузов. Ну почему они идут в армию простыми стрелками? Ведь профессиональная квалификация у них высокая, могут в армии работать с техникой. Отдельные вузы готовят по военным специальностям, но в целом такая работа бессистемна. Военные кафедры во многих вузах отсутствуют, к тому же они готовили офицеров, мы же нынче говорим о рядовых, которым служить в ВС придется год, а это никак не меньше миллиона человек. И у Калины была озабоченность по поводу того, чтобы выпускники вузов не были в ВС рядовыми стрелками, а шли по своей специальности, и у меня, как человека, значительную часть жизни прослужившего в армии, была забота о том, чтобы год, проведенный на службе по призыву, не стал для молодого человека драмой, чтобы он не сломался, а, с пользой потратив время, вернулся «на гражданку» и продолжил свою профессиональную карьеру.- То есть вы думали, что подготовка к службе должна начинаться загодя, до призыва?- Конечно. Тут я думаю, студенты колледжей прежде всего должны быть к этому готовы, ведь они составляют значительную часть призывников Москвы. Поэтому Исаак Калина и напомнил об этом директорам этих учреждений среднего профессионального образования. Я знаю, что в системе образования есть Центр военно-патриотического и гражданского воспитания, который ведет большую работу, но считаю, что одного центра на Москву мало, таких центров должно быть много больше. Один центр включает в свою работу одну тысячную долю той молодежи, которая должна быть вовлечена в эту систему воспитания. Я знаю, что за работу по подготовке юношей к службе, за патриотическое воспитание чаще всего отвечает заместитель директора школы по безопасности. Но само название должности определяет то, чем в основном должен заниматься этот человек, на то, чтобы вести работу по патриотическому воспитанию и НВП у него никогда не хватит времени. Вопросами патриотического или военно-патриотического воспитания детей он будет заниматься только тогда, когда его «толкнут в спину». Я понимаю, что в школах есть еще заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители, но все-таки, думаю, нужна система.- Если бы вам предложили выстроить такую систему в школьном образовании, чтобы вы сделали в первую очередь, чтобы сотрудничество с ДОСАФ стало наиболее эффективным, ведь сегодня в армию призывают и тех, кто только-только получил аттестат?- У меня в этом отношении никаких претензий к системе школьного образования как таковой нет, я даже удивился, когда посмотрел программу патриотического воспитания, которую выполняют образовательные учреждения. Там есть и сборы, и множество мероприятий. Другое дело, что реализовывать эти программы и помогать школам должны заинтересованные специалисты, знающие, что такое военно-патриотическое воспитание.- Сергей Александрович, а что такое, на ваш взгляд, сегодня военно-патриотическое воспитание, в чем конкретно оно должно заключаться?О том, что ответил на этот вопрос Сергей Маев, читайте в одном из следующих номеров «УГ-Москва».Информация к сведениюСергей Александрович Маев родился 13 июля 1944 года в поселке 21 октября Граховского района Удмуртской АССР. После окончания школы поступил в Омское танкотехническое училище, которое окончил в 1964 году, а затем служил в Группе Советских войск в Германии. С должности заместителя командира танковой роты в 1967 году Сергей Маев поступает в Военную академию бронетанковых войск, после успешного окончания в 1972 году направляется для прохождения службы в прославленную 4-ю Гвардейскую танковую дивизию Московского военного округа. В 1976 году в связи с повышением по службе был направлен в Военную академию бронетанковых войск на факультет руководящего инженерного состава. После окончания проходил службу на различных должностях в соединениях Московского военного округа. С должности заместителя командира танковой дивизии в 1982 году Сергей Александрович поступил в Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил, где получил теоретические знания оперативно-стратегического масштаба. После завершения учебы в 1984 году Сергей Маев был назначен на должность заместителя командующего войсками 5-й армии по вооружению в Белорусский военный округ. С 1985 года проходил службу в должности заместителя командующего по вооружению 40-й армии в Афганистане, в 1987 году был направлен для прохождения службы в должности заместителя командующего войсками Закавказского военного округа. С 1989 года служил в центральном аппарате Министерства обороны на различных должностях, заместителем главнокомандующего Сухопутными войсками, начальником Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ. Уволившись из Вооруженных сил, Сергей Маев был первым заместителем директора Федеральной службы по оборонному заказу, а в июне 2006 года указом Президента РФ назначен директором этой федеральной службы. Награжден шестью орденами и 11 медалями. В 2001 году удостоен Премии Правительства РФ в области науки и техники. Он академик Академии проблем качества, доктор наук в области информационных технологий, кандидат технических наук.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте