Социальное проектирование в школе сегодня в большом почете, и в новых стандартах ему отведена главная роль, и в социализации личности ребенка, и в воспитании гражданственности. Директор Михайловской школы Орловского района Любовь Павловна ЗЛОДЕЕВА говорит об этом так:- Нам социальные проекты помогают растить и воспитывать активных и ответственных граждан нашего общества. Ребята не играют, они по-настоящему живут, добиваясь поставленной цели, идут к ней как взрослые, преодолевают препятствия, начинают все сначала, когда не получается.
Михайловская школа даже для сельской одиннадцатилетки небольшая, в ней всего 60 учеников. Зато есть среди них победители и международных танцевальных конкурсов, и спортивных соревнований, а девятиклассница Татьяна Ставцева в этом году стала победителем областного конкурса «Лидер в ученическом самоуправлении». Учителя про своих воспитанников с любовью говорят, что все они «сплошные таланты». В 2008 году школа получила миллионный грант, была победителем областного этапа Всероссийского конкурса «Лучшие школы России», сейчас работает в режиме областной региональной экспериментальной площадки по теме «Гражданин родной земли», в соответствии с этим строит всю воспитательную работу. – Очень хорошо у нас прижились проекты, – рассказывает Любовь Павловна. – Один из последних, очень заметных, назывался «Выбери для нас» и был приурочен к 13 марта этого года, когда у нас проходили выборы местной власти. Дети так говорили: «Мы пока права выбора не имеем, так как еще маленькие, поэтому обращаемся к своим мамам и папам с просьбой, чтобы те выбрали хорошего человека. Для нас». По словам директора, началось все обычно: разработали план, выбрали инициативную группу, составили анкету с опросом для местных жителей. Вопросы были такими: знаете ли вы, что 13 марта у нас будут выборы? Как вы относитесь к выборам? Согласны ли вы с тем, что каждый гражданин должен принимать участие в выборах? Собираетесь ли вы участвовать в них? Достаточно ли вы информированы о выборах? Если не собираетесь принимать участие, то почему? Всего шесть вопросов, но все достаточно весомые. Дети пошли по домам опрашивать своих родных, и почти сразу выяснилось, что большинство отмечает малое количество информации о выборах. Не в Думу ведь выбирают, и не президента, поэтому экономят. Ребята все ответы проанализировали, особое внимание обратили на вопрос о том, собираются ли граждане участвовать в выборах. В итоге составили обращение к местным жителям – папам, мамам, бабушкам и дедушкам, старшим друзьям. В обращении написали, что озабочены тем, что не все используют свое право и участвуют в выборах. «По разным причинам не приходит на избирательные участки более 25% населения, а это говорит о том, что наш завтрашний день выбирается порой не совсем демократичным путем. Мы, 13-15-летние подростки, еще не имеем права голоса, не принимаем участия в предстоящих выборах, но понимаем, что 13 марта 2011 года решается и наше будущее… Сегодня от гражданской позиции каждого жителя нашей деревни зависит завтрашний день, каким он будет… Приходите на избирательный участок и выберите для нас!» Внизу подпись: «Дети вашей школы». Кстати, класс, который проводил этот проект, занимается на факультативе «Живое право» в рамках программы «Гражданин родной земли». Так вот эти маленькие пока еще граждане свое обращение разнесли по почтовым ящикам односельчан, а в дополнение выпустили газету, в которой указали, какой именно кандидат от какой улицы избирается в депутаты местного Лавровского сельского поселения – чтобы все знали и не путались. С учетом того что в ответах взрослые отмечали недостаток информации о выборах, газета оказалась очень к месту. Для справки: в деревне всего около тысячи жителей, и чуть больше половины из них имеют право голоса. Уже после выборов, когда подводили итоги, местная сельская администрация заняла первое место в районе по числу проголосовавших: в среднем по району явка составила 45,6%, а в этой сельской администрации – 63,95%. Еще один интересный школьный проект – путеводитель по родной деревне Михайловка, в которой с недавних пор появилось неожиданное новшество: улицам дали названия. Дело, конечно, нужное, но односельчане стали путаться, особенно если дом на перекрестке. Да и вообще, пока привыкнешь, пока родственникам сообщишь, на какую улицу писать письма… Ребята решили помочь: сделали карту села, на которой указали все новые улицы, и такой путеводитель раздавали всем сельским жителям. Для красоты и теплоты отношений там же были и поздравления с Михайловым днем – в этот день празднуются именины деревни Михайловка. – День рождения деревни трудно точно определить, – поясняет заместитель директора по воспитательной работе Евгения Воротникова. – Раз деревня Михайловка, то мы и решили праздновать ее именины на Михайлов день, теперь это у нас день деревни. Но самым результативным стал проект «Дорога жизни», который ребята осуществили в 2009 году. Так они назвали отрезок дороги длиной почти в пять километров, которого, в сущности, не было, а значит, не было и удобного автобусного сообщения между деревней и областным центром. Сначала юные михайловцы обратились к главе своего сельского поселения с просьбой открыть автобусный маршрут «Орел – Михайловка», но им отказали из-за отсутствия асфальтированной дороги с необходимым ограждением, остановочным павильоном и так далее. Но ребята не сдались и на всех встречах с депутатами и главой района напоминали про автобус и дорогу. Обошли все инстанции, написали кучу писем, и в итоге сначала помогли депутаты, дав, правда, немного – 150 тысяч рублей, зато на эти деньги заасфальтировали подъезд к школе, а глава района Владимир Логвинов, увидев такую красоту, дал ребятам честное слово, что найдет средства на всю дорогу. Что в итоге и получилось, слово Владимир Николаевич сдержал, асфальт положили и даже пустили маршрутку, которой теперь с удовольствием пользуются все михайловцы.
Комментарии