Участниками главного образовательного события года в Карелии – конкурса «Учитель года» – стали две петрозаводские учительницы: педагог начальных классов Петровской школы Анастасия Владимировна Боровкова и учитель английского языка Ломоносовской гимназии Виктория Игоревна Никифорова. Ранее педагоги участвовали во втором городском конкурсе «Палитра творческого педагога». Виктория – победитель, Анастасия – лауреат. Напомним, еще в 2020 году все молодые педагоги принимали участие в республиканском конкурсе «Учитель года» наравне с опытными коллегами.
– Для молодых учителей и воспитателей это было, несомненно, сложно, – делится наблюдениями старший методист Центра развития образования (ЦРО) Наталья Артуровна Венгерова. – Поэтому возникла идея о проведении для данной категории педагогов городского конкурса. Так родилась «Палитра творческого педагога», целью которой стало повышение профессионального уровня молодых педагогов путем адаптации их к участию в конкурсах профессионального мастерства.
– Как связаны между собой, и связаны ли, конкурсы «Палитра молодого педагога» и «Учитель года Карелии»?
– Первый конкурс «Палитра творческого педагога» в 2021 году прошел успешно, в нем участвовали 14 учителей. В 2022 году на творческое состязание пришли 14 учителей и 12 воспитателей. Надеемся, что в 2023 году в нем смогут принять участие и другие молодые специалисты – логопеды, социальные педагоги. В 2022 году конкурс «Палитра творческого педагога» стал одной из номинаций городского конкурса «Педагог года».
«Палитра творческого педагога» оправдывает свое название! У конкурса есть логотип, который создал Максим Александрович Рогов, техник-программист ЦРО, а в 2022 году появился гимн. Его написала и исполнила вместе с конкурсантами музыкальный руководитель детсада №89 Алена Романовна Кулагина. Идею конкурса поддержала школа №46, на базе которой он и проходил два раза. Мы работали в тесном тандеме с Еленой Федоровной Кононовой, завучем школы №46.
– Идею поддержало только педагогическое сообщество?
– Не только! Поддержали Государственная филармония РК, Музей изобразительных искусств РК, Национальный театр РК, Музыкальный театр РК, а еще фотограф студии «Мельница» Ольга Бедер. Так что наши конкурсанты во время награждения получали билеты в театр, на выставку или концерт. Задумку оценили все!
– Знаю, что ранее для молодых педагогов, которые отработали в школе два-три года, существовал конкурс «Дебют», потом его не стало. Через несколько лет ЦРО вернулся к практике конкурсной работы с молодыми учителями и создал «Палитру…». Почему это было сделано? Какие вопросы и проблемы этот конкурс позволяет решать?
– Принимая участие в конкурсе, молодые учителя не только повышают свое педагогическое мастерство, но и расширяют поле своего профессионального общения, видят, что те проблемы, с которыми они сталкиваются в работе, существуют и у коллег. Для участников конкурса создаются все условия для успешного прохождения испытаний – организованы установочные семинары, конкурсные мероприятия проходят на базе одной школы. Учителя, в классах которых конкурсанты дают уроки, выступают в роли наставников. Доброжелательная атмосфера состязания позволяет молодому учителю раскрыться и полностью реализовать намеченные планы. Конкурс является хорошей стартовой площадкой для роста молодого педагога. Центр развития образования дает возможность конкурсантам повышать уровень профессионального мастерства, приглашая к участию в различных событиях муниципальной системы образования.
– Есть педагоги в Петрозаводске, которые выросли благодаря конкурсному движению молодых?
– Мы всегда искренне радуемся, когда видим успехи и рост молодых педагогов, наблюдаем, как они на наших глазах становятся мастерами своего дела. Число таких учителей велико, вот некоторые из них – Татьяна Карпушенко, Олеся Старосветская, Сергей Абрамов, Григорий Сузи, Диана Белькова, Мария Сопишко, София Петрова, Ольга Шукалович, Мария Зайкова. Молодые педагоги активно участвуют в профессиональных конкурсах. Номинация «Дебют» всегда была самой многочисленной. Конкурсу «Палитра творческого педагога» как первой ступени на пути к участию в конкурсах педагогического мастерства быть!
Преподаватель иностранного языка Петрозаводского президентского кадетского училища (ФГКОУ ППКУ) Вера Анатольевна Исаева рассказала, что для молодых педагогов Карелии разрабатывается ресурс под названием «Методическая кухня: приготовление уроков по ФГОС». По замыслу команды молодых преподавателей училища, он станет площадкой для обмена педагогическим опытом молодых специалистов Петрозаводска и Республики Карелия. Ресурс является текущим проектом инициативной группы молодых преподавателей ППКУ. Организаторы ставят перед собой цель – содействие профессиональному развитию молодых педагогов и студентов педагогических специальностей Карелии через совместную разработку и создание современного образовательного контента по представлению классических и инновационных педагогических технологий в рамках реализации проекта «Методическая кухня: приготовление уроков по ФГОС». Таким образом, молодые специалисты смогут не только представить собственные педагогические находки, приемы, методы, технологии в виде небольшого видеоролика и авторской разработки, раскрыв нюансы их применения, но и ознакомиться с контентом, представленным на сайте.
– Педагогические технологии будут охватывать все предметные дисциплины участников, что позволит не только творчески подойти к реализации технологии в иных дисциплинах, но и вдохновить зрителей на создание метапредметных и междисциплинарных учебных занятий. Идея родилась в рамках участия в федеральном проекте «Моя страна – моя Россия». Руководит нашей командой преподаватель информатики Петрозаводского президентского кадетского училища Полина Андреевна Власкова, – уточняет Вера Исаева.
Кроме того, проект «Методическая кухня: приготовление уроков по ФГОС» является наглядным примером внедрения в процесс преподавания и обучения цифрового образовательного контента и реализации непрерывного образования педагогов, что отвечает реализации стратегии социально-экономического развития Республики Карелия к 2030 году.
– Проект преследует и профориентационную цель. Мы надеемся популяризировать профессии учителя и преподавателя, продемонстрировать перспективы профессионального роста, практическое применение приобретенных знаний и в результате привлечь к сотрудничеству инициативных студентов педагогических специальностей. Реализация проекта определена временным промежутком с августа по декабрь 2022 года. Методическая копилка пополнится как минимум двадцатью образовательными технологиями и приемами. Важно, чтобы они были описаны не только с теоретической точки зрения, но и с точки зрения осуществленной апробации, освещая все плюсы и минусы приготовления учебного занятия, внеурочного мероприятия и открытого урока, соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (ФГОС ООО), – уверена Вера Исаева.
Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск, Республика Карелия
Комментарий эксперта
Григорий СУЗИ, учитель года Карелии-2020, учитель истории гимназии №17 имени П.О.Коргана, Петрозаводск:
– Конкурс «Учитель года» становится для многих началом больших изменений в их профессиональной судьбе. Как и любое испытание, он заставляет мобилизовать все ресурсы, все знания, весь опыт. Каждый учитель сам поднимает для себя планку на такую высоту, о которой потом можно вспоминать в школьных буднях и на которую стоит ориентироваться. Если ты поднялся так один раз, значит, сможешь снова. И даже выше, так как опыт участия в конкурсе уже не забудется. Соревнование всегда будет напоминать о том, что многое возможно, если работать в команде, заимствовать лучшее у коллег, и в то же время оставаться верным себе и своему педагогическому чутью. Особенно важно участие в конкурсе, на мой взгляд, для молодых педагогов. Попадая на конкурс высокого уровня, знакомясь с мэтрами, они сразу же расширяют горизонты своего педагогического видения. А это позволяет находить силы и вдохновение для такой непростой профессии, как учитель.
Комментарии