Все чаще мы говорим о глобализации – процессе всемирной экономической, политической и культурной интеграции. Резко увеличивается темп, ритм жизни, наполненной огромными массивами информации, пульсирующими и растущими потоками данных, что соотносится с требованиями новой социальной и технологической реальности.
Сверхбыстрая социальная динамика требует, чтобы образование обеспечивало готовность человека к глобальным переменам постиндустриализма.«Люди не рождаются, а становятся тем, кто они есть», – отметил К.А.Гельвеций. Роль учителя в этом становлении немаловажна. Как учитель-предметник, я ставлю перед собой такие цели: Развитие интереса к русскому языку и литературе, воспитание ребенка через свой предмет. Формирование навыков думать, мыслить, анализировать, сопоставлять, сравнивать. Развитие творческих способностей каждого ученика.В последнее время мы довольно часто сталкиваемся с таким понятием, как «креативность». Сначала оно употреблялось в основном в сфере рекламы, связей с общественностью, продвижения товаров и услуг, теперь используется и в отношении управления предприятиями, людьми, в технике и даже в обычной жизни. Слово «креативность» произошло от латинского creatio – «созидание, творение» и в словарях толкуется как «творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей, где одаренность является независимым качеством». Это свойство личности, творческий потенциал, возможности человека, которые проявляются в инновационных преобразованиях во всех сферах жизни – мышлении, чувствах, общении, познании, отдельных видах деятельности.Другими словами, креативность – это оригинальность, изобретательность, способность мыслить нестандартно.В современных условиях, когда объем необходимых знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоить, важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать ее, что станет важным условием для самоопределения и самореализации молодых людей в будущем. Учитель не человек, дающий готовые истины, а сопровождающий в поиске истины, координирующий деятельность обучающихся. Он показывает, советует, заинтересовывает, вселяет уверенность, поощряет, сопереживает, формирует мотивы учения. Ребенку нужен не учитель-информатор, а соратник, друг.Учитель должен развивать, стимулировать познавательную активность обучающихся, учить самостоятельному мышлению. Для этого необходимо сформулировать интерес, так как под влиянием интереса активизируются восприятие, мышление, память, воображение, формируется положительный эмоциональный фон и повышается работоспособность.Креативные личности – это необязательно художники, музыканты, писатели, любой ребенок до 6 лет обладает всеми признаками одаренности. Каждый ученик по-своему уникален, он таит в себе мир нереализованных возможностей. Задача педагога – раскрыть этого ребенка, показать его сильные стороны, для этого необходимо создать условия для успеха. Создание успеха для каждого ученика на каждом уроке – один из принципов моей деятельности. Доброжелательная улыбка, замечания, не вызывающие неприятия, невербальное общение – все это способствует созданию положительных эмоций во время урока. Ученик должен быть уверен, что учитель любит его таким, какой он есть. По меткому выражению В.Солоухина, «душа зябнет и каменеет без улыбки». А если к улыбке прибавить еще доброе, умное, красиво сказанное слово! Школа должна быть не только местом пребывания детей на занятиях, но и уголком комфорта, душевного равновесия, творческих поисков.Чем же отличаются гении от обычных людей? Врожденными качествами или талантом? Действительно ли природа важнее воспитания, наследственность играет большую роль, чем социальная среда? Для поисков ответов на эти вопросы рассмотрим историю жизни таких великих людей, как Т.Эдисон, П.Пикассо, А.Эйнштейн. Томас Эдисон – великий изобретатель и предприниматель. Пабло Пикассо – самый культовый художник ХХ века, который выплеснул на полотна подсознание людей. Альберт Эйнштейн – гениальный ученый ядерного века. Эти великие люди жили в разное время, в разных странах, но у них есть поразительное сходство: все они обладали «духом Прометея» – несокрушимой и всепобеждающей силой духа, стали синонимами творческой активности и новаторства. Эти качества не предопределяются генетически, как думают многие. Креативная продуктивность – результат стремления личности к созиданию и совершенствованию, а не случайное расположение звезд на небе на момент рождения. Специалисты (биографы, психологи) заметили, что генераторам идей (в данном случае гениям) свойственны не только схожие черты характера, но и одинаковые подходы к работе. Книги часто становятся наставниками, друзьями, спутниками жизни гениев. Эдисон в 10 лет прочел «Отверженных» Виктора Гюго, немного позже «Принципы» Ньютона. В качестве развлечения Эйнштейн читал Дарвина и научные труды ученых. Пикассо увлекался философией Ницше. Все новаторы в раннем детстве проявляли любознательность, они настолько верили в себя и свои возможности, что казались очень самонадеянными. Непоколебимый оптимизм, уверенность и напор – те качества, без которых нельзя продвигать свои идеи в обществе. Эдисон говорил: «Проблема других изобретателей в том, что они после нескольких неудач бросают начатое. Я же не сдаюсь никогда, пока не добьюсь желаемого». Пикассо замечал: «Я не ищу, я нахожу».Очень важно умение увлечь других своей идеей. Великие лидеры, как правило, харизматичны. Харизма – особое качество личности, способность очаровывать, убеждать и влиять на людей.Не только великим ученым свойственна креативность, потому что креативность – это не гениальность, не специфический дар. Творчество в человеке необязательно проявляется в музицировании, стихосложении или занятиях живописью. Креативность сродни непосредственному восприятию ребенка, еще не испорченного влиянием стереотипов, устойчивых образов объекта, явления. По мере взросления большинство людей утрачивают способность к свежему восприятию жизни. Очень немногие сохраняют креативность с детства или, повзрослев, вновь обретают. По данным американского психолога Абрахама Маслоу, свой творческий потенциал реализует только один процент человечества. Причина этого в том, что люди не знают своего потенциала, они боятся своих способностей, как неизвестности. Деятельность учителя в школе разнообразна, но все-таки центральное место в ней занимает урок. Я стараюсь делать уроки не только познавательными, но и творческими. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность и многообразие могут обеспечить его эффективность. Такой урок вызывает отклик у ребят. «Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям», – это высказывание Шалвы Амонашвили должно стать педагогическим кредо каждого учителя. Урок должен доставлять радость. Отклик, сопереживание, понимание в глазах учеников – высшая награда учителя.Продолжение урока – воспитанная в личности потребность к самосовершенствованию, самовоспитанию, самообразованию. Если ребенка научить мыслить, он не перестанет учиться всю жизнь. Основой моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном совершенствовании. Я согласна с высказыванием, что учитель может учить детей до тех пор, пока сам учится. Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». Я считаю, что педагог новой школы – это личность, профессионал, психолог, исследователь, человек, который всегда учится творчеству и творит себя, урок, ученика. XXI век – век информационного общества, а потому войти в этот мир надо хорошо подготовленными, обученными.Современный выпускник должен быть в первую очередь гражданином мира. Что для этого необходимо? Высший уровень коммуникативных связей актуализирует формирование у ученика социальных компетенций, толерантности и межкультурной грамотности, что предполагает полилогичный, поликультурный принцип отбора содержания и способа образования. Для успешной социальной и информационной адаптации в качественно изменившихся условиях (информационная доступность, с одной стороны, и перегруженность информацией, с другой) современный выпускник должен обладать такими характеристиками, как естественное включение в информационные процессы, способность к адекватному восприятию полученной информации и настроенность на эффективное ее использование в своей деятельности. Для человека новой культурной формации мобильность ориентации в рамках стремительно изменяющейся среды и новый способ ее освоения становятся принципиальным моментом, возможно, вопросом его выживания. Сегодня мало иметь диплом об окончании одного вуза. Профессионалы XXI века – специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественно-научным знанием. Это те, кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении сложных комплексных проблем и без труда профессионально двигаться в разных полях практики. В современных условиях расширяются возможности в личных ориентациях: все естественнее становится ориентация на «лучшего в мире», что предполагает закладку фундамента бесконечного человеческого роста. Все это диктует и новые требования к педагогу XXI века.Можно по-разному реагировать на происходящее: радоваться переменам и быть открытым для них или упорно сопротивляться новому, отгораживаться от него, считая, что лучшее позади, а впереди лишь трудности и лишения. Думаю, что, не впадая в крайности, нужно двигаться вперед, принимать новую жизнь, не изменяя себе, приобретая стойкость и уверенность в завтрашнем счастье.Алиса СИМОНОВИЧ, учитель русского языка и литературы школы №1100
Комментарии