По данным Министерства образования и науки РФ, около 250 вузов готовят специалистов для бурно развивающейся туристической отрасли. Можно было бы, опираясь на эту внушительную цифру, оптимистично констатировать, что кадровая проблема здесь решена, но не все так просто. Это тот случай, когда количество не всегда переходит в качество, потому что большое число выпускников получают заветные корочки в негосударственных вузах или на факультетах непрофильных учебных заведений. Специализированных высших учебных заведений федерального и муниципального уровня, готовящих профессионалов в этой области, у нас в стране единицы. Один из них – Институт туризма и гостеприимства, который возглавляет Константин Анатольевич МАЗИН.
Вопрос, как избавить российскую индустрию туризма и гостеприимства от кадрового дефицита, на сегодняшний день стоит очень остро, и кому, как не профессионалам, искать пути его решения, предлагать новые, свежие идеи и нестандартные пути их реализации.Проблема отрыва учебных программ от реальной жизни, в общем, не нова, но, как правило, дальше констатации этого факта дело не идет. В Институте туризма и гостеприимства этот вопрос можно считать успешно решаемым. Здесь была «обкатана» и стала нормой система «внедрения» учащихся в живой рабочий процесс, чтобы органично совместить теорию с практикой. Надо сказать, на первых порах контакты «теоретиков» и «практиков» выявили серьезные разночтения в трактовке понятия «гостиничный сервис». Только приобретя собственный опыт работы, студенты поняли, насколько существенно успех в туристическом бизнесе зависит от качества сервиса, обслуживания, включая улыбку, тональность разговора с гостями, способность предупредить или погасить создавшуюся конфликтную ситуацию… В работе с людьми нет проходных, незначительных моментов – здесь важна каждая мелочь. Это огромный ежедневный труд, большая психологическая нагрузка, с которой надо уметь достойно справляться. Есть и еще одно важное правило: в туризме не приживается понятие «узкая специализация». Ситуация, когда «пуговицы пришиты крепко, а за костюм никто не отвечает», – свидетельство непрофессионализма. Каждый специалист должен хорошо представлять, как работает вся система, чтобы успешно выполнять свою работу. И студенты это хорошо понимают, стараясь на практике узнать как можно больше, с удовольствием постигают секреты мастерства на всех участках – от ресепшена до планового отдела, от курьера до турагента, открывая для себя новые перспективы в освоении профессии.А знаете ли вы, сколько существует видов туризма? Ручаюсь, мало кто назовет больше пяти, а студенты этого института без запинки отчеканят: активный туризм, бизнес-туризм, внутренний туризм (Россия и страны СНГ), круизы, гастрономический туризм, горнолыжные туры, групповые туры, детский туризм, образовательный, индивидуальный, культурный, лечебно-оздоровительный, молодежный, музейный, этнический, организованный, пешеходный, туризм приключенческий, спортивный, студенческий, экологический, туры в языковые школы, путешествия в экзотические страны, автобусные экскурсии, туры для организованных детских (школьных) групп… И у каждого – свои особенности, которые специалисту надо знать как дважды два.Увеличение объема практики в процессе обучения – обоюдовыгодный процесс для всех: вузы выпускают настоящих профессионалов, умеющих применять теорию на практике; студенты могут задолго до получения диплома проявить свои деловые качества и получить приглашение на работу; каждая гостиница или турагентство может воспитать для себя кадры, заранее подбирая перспективных студентов и обучая их мастерству на этапе практики, – это большой прогресс в решении кадровой проблемы отрасли, когда можно избежать материально и психологически затратного периода адаптации молодых специалистов.Сегодня договорные отношения связывают институт с ведущими гостиницами и туроператорами России. Студенты успешно проходят практику в гостиницах: «Мarriott», «Арарат Парк Хайятт Москва», «Swiss», «Holiday Inn», «Golden Apple», «Ирис-Конгресс-отель», «Новотель Москва Центр», «Сретенская», «Ренессанс», «Максима Хотелс», «Белград», «Балчуг Кемпински Москва», «Космос», «СиУайБиМ Вознесенский Отель Лизинг», «Славянская Гостиница и Деловой центр», «Татьяна», «Катерина», «Будапешт», «Петр I» и др.; туристических фирмах: «Путешественник», «Аркадия-Тур», «Стар Трэвел», «Скайвей», «Санрайз Тур», «Астревел», «Касабланка», «Риондо-трэвел», «Крокос-М», «Здравкурорт», «Мибс-Трэвел», Центр культурного обмена «Спутник», Центр молодежных программ «Феникс-НТ».Ежегодно более 200 студентов направляются на зарубежные стажировки в Турцию, Грецию, США, Великобританию, Австрию, Германию, Финляндию, Италию, Малайзию. Кроме практических навыков, это дает возможность совершенствовать знания языков, методов работы в иностранных компаниях, знакомиться с обычаями и культурой разных стран.Студентов, прошедших практику, переполняют чувства и эмоции: «Нам очень понравилась стажировка; она помогла понять, что будет от нас в дальнейшем требоваться. Многие из нас вообще только сейчас поняли, хотят ли они работать в этой отрасли»; «Знания и навыки, которые мы получили в ходе стажировки, пригодятся при будущем устройстве на работу. Нам удалось на практике увидеть, что такое работа гостиницы в целом, понять, как взаимодействуют отделы, и, естественно, совместить теорию с практикой»; «Действительно, есть большая разница между тем, что пишут в учебниках, и тем, что существует на деле. Было интересно узнать, что работа в гостинице – очень сложный труд. Но очень захватывающий». И главный результат: «Я хочу сейчас же пойти работать, я готова к этому!»В институте постоянно ведется работа по трудоустройству выпускников. Здесь есть отдел, куда регулярно поступают заявки от работодателей, а это не что иное, как признание качества обучения. Вуз спокоен за будущее своих питомцев: вооруженные не только качественными теоретическими знаниями, но и практическими навыками, выпускники института очень востребованы на рынке труда.Обмен педагогическим опытомИнститут регулярно участвует в конференциях, посвященных проблемам подготовки кадров. На обсуждение выносятся актуальные темы: организация и информационные технологии в планово-экономической и финансовой деятельности гостиницы; гостиничные цепи и стандарты предоставляемых ими услуг; глобальные системы бронирования; взаимодействие с туроператорами, организация работы отдела продаж и маркетинга и др. Преподаватели, особенно из других регионов страны, с удовольствием участвуют в таких тренингах и семинарах, где можно получить важную информацию, поделиться проблемами, встретиться с коллегами в неформальной обстановке, получить советы и решить многие вопросы. Ведь они тоже своего рода заложники системы под названием «Теория» и жалуются на трудности, с которыми порой сталкиваются при необходимости ответить старшекурснику на конкретные практические вопросы, и это на самом деле проблема. Институт и в этом «впереди планеты всей»: здесь не мыслят продуктивной работы без преподавателей-практиков, которые пришли из туристической или гостиничной сферы.Преподаватели вуза всегда готовы поделиться своими профессиональными секретами и рассказать о накопленном опыте работы. В институте работают курсы повышения квалификации работников гостиниц и туристских организаций, осуществляются программы повышения квалификации преподавателей и профессиональной переподготовки.Сегодня в институте на 200 преподавателей около 4000 студентов. Само название вуза определяет микроклимат в этом большом коллективе, а еще – установка на воспитание личностных качеств, определяющих профпригодность: коммуникабельность, стрессоустойчивость, толерантность, способность быстро адаптироваться к новым условиям и интегрироваться в систему коллективных ценностей.Здесь живут весело и дружно. Выпускается студенческая газета, организована баскетбольная, волейбольная команды, а женская сборная по футболу – многократный чемпион России среди студенческих команд. Во время зимних и летних каникул студенты имеют возможность отдохнуть в подмосковных пансионатах или отправиться с друзьями в туристическую поездку по России.Интернациональный музыкально-этнографический клуб «Открытие мира» для студентов и преподавателей активно развивает контакты с молодежью и творческими людьми со всего мира, проводит встречи, обмены группами, организует праздники, посвященные народным традициям. Участники клуба не только узнают о жизни народов других стран, но и способствуют созданию положительного имиджа новой России за рубежом. Свидетельство этому – многочисленные благодарственные письма, поступившие в адрес ИТиГ от посольств Греции, Эквадора, Кубы, Индии и других стран.Формальное понятие «мотивация» здесь сумели расцветить яркими красками. И студенты, и преподаватели нацелены на успех. Иначе и быть не может: впереди много планов!
Комментарии