Человеческая душа, особенно детская, – организм сложный, требующий чуткого, внимательного, бережного подхода, потому что он находится еще в стадии формирования.
Школа-интернат – это ДОМ для наших детей, прекрасный мир Детства, мир чудесный и радостный, таинственный и талантливый, щедрый на вдохновение и открытия, полный игры и романтики. Наш дом – город Доброград, девизом которого стали слова Рея Брэдбери «Пустите добро по кругу, и оно вернется к вам». Для нас важно, чтобы ребенок в Доброграде почувствовал себя взрослым и в то же время остался ребенком со своими интересами, желаниями, радостями. Наша воспитательная система «Дорогою добра» обеспечивает ему защиту от подавления, оскорбления достоинства, в том числе и защиту от собственных комплексов, и создает максимально благоприятные условия для творческой самореализации, для реализации автономного «САМО».Весь коллектив включился в творческую ролевую игру «Доброград». Дети и взрослые жили в прекрасном городе, узнавали его традиции, изучали быт, особенности местного самоуправления и структуру социальных институтов города. Интернат – это город Доброград, все работающие и проживающие на территории города – доброградцы. Во главе города стоят градоправительница (директор) и президент (учащийся), которым подчиняется министерство добрых дел (МДД), включающее в себя необходимые структурные компоненты города. МДД возглавляют министры, которым подчиняются управление образования, МЧС, комитеты по делам молодежи, спорта, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.Управление образования следит не только за качеством образования доброградцев, но и занимается обучением жителей города через школу добрых мастеров (кружки), где ребята овладевают разными навыками и развивают творческие способности. Комитет по делам молодежи организует всю работу с юными доброградцами, обучает их коммуникативной культуре, старается сделать жизнь города творческой и интересной. По его инициативе проводятся концерты, конкурсы, зрелищные шоу, дискотеки. Комитет по делам спорта проводит спортивно-оздоровительную работу под девизом: «Сила, воля, спорт по дороге с добротой». Это и дружеские встречи по футболу, волейболу, состязания по настольному теннису, шашкам и шахматам. Для маленьких жителей – «Веселые старты», а для старших – «Зарница». Комитет здравоохранения следит за здоровьем всех жителей города, а самое главное – формирует у детей и подростков понятия о здоровом образе жизни и закреплении соответствующих навыков. Как говорят древние, к вредным привычкам надо относиться безжалостно, так как они разрушают не только тело, но и душу. Жилищно-коммунальное хозяйство занимается работой с населением: следит за порядком в городе, за соблюдением правил общежития, за сохранностью имущества Доброграда. Доброградцы живут по его законам и традициям и очень любят свой город.Ничто так не обучает ребенка, как игра. Знания и навыки, приобретенные в ней, становятся самыми прочными и потом используются в жизни. В процессе игры мы не только строим город Добра, благоустраиваем его, делая удобным и комфортным для жизнедеятельности каждого ребенка, но и создаем условия для безопасного проживания в мегаполисе. За это отвечает МЧС. Учим правила поведения на дорогах и улицах, в местах массовых мероприятий. Дети не должны погибать или становиться инвалидами от неумения жить в большом городе.Не менее важна задача обеспечения духовной безопасности детей. Прежде всего это касается телевидения, печатной и издательской продукции, различных электронных средств общения, в том числе Интернета. «На свете есть только одна проблема, одна-единственная: вернуть людям духовный смысл, духовные заботы. Невозможно больше жить холодильниками, политикой, балаганами и кроссвордами. Совершенно невозможно жить без поэзии, без красок, без любви», – утверждал Экзюпери. Мы стараемся развивать эстетический вкус ребенка через творчество, чтобы он мог отличить шедевр от подделки, прекрасное от пошлости, правду от лжи.Наши воспитанники – дети из социально незащищенных семей. К сожалению, среди них есть ребята из неблагополучных семей, родители которых забыли об ответственности за тех, кому дали жизнь.Воспитание и развитие ребенка в первую очередь происходят в семье, поэтому идея объединения коллектива детей и взрослых, то есть создание единой семьи, стала ведущим направлением в воспитательной работе нашего интерната. Наша семья – это мы, живущие и работающие в интернате люди, уважающие и любящие друг друга. С другой стороны, семь Я – семь ведущих качеств личности ребенка:Я – особенный;Я – умный и сообразительный;Я – веселый и озорной;Я – талантливый;Я – смелый и ловкий;Я – благодарный;Я – любящий и любимый.Ничто так не пробуждает интерес, как добрые дела и поступки, вот почему семь направлений раскрытия личности стали основополагающими в системе воспитательной работы и позволили в процессе разнообразной деятельности максимально раскрыться детскому характеру.С самого начала работы было важно увидеть в ребенке его неординарность, особенно у первоклассников и новичков, кто впервые в этом году перешагнул порог нашей школы. С огромным удовольствием ребята рассказывали о себе сами на страницах общешкольной газеты «Логос», у которой постоянно толпились заинтересованные читатели. Это и полушутливые анкеты, выдержки из сочинений «Я хочу рассказать вам…», размышления на заданную тему, рассказы о своих семьях и даже поэтические опусы. Также по своим интересам ребенок мог выбрать тот или иной кружок, студию, секцию. Занятия в мастерских дополнительного образования (а их 21!) позволяют раскрыть особенность каждого. Таким образом, вся эта работа обнаруживает интересы учащихся, а в результате – особенности каждого детского коллектива. Вот и получается, что Я – особенный, и мой класс особенный тоже.Мы проводим конкурсы «Эрудит», интеллектуальные шоу, названия которых говорят сами за себя. Особый интерес вызвал КВН между классами. Смех в зале не смолкал ни на минуту. Остроумные ответы стали крылатыми. Общешкольные игры «Поле чудес», «Умники и умницы» открыли такие способности ребят, что они были бы не последними в телевизионной викторине. Большую роль в интеллектуальном развитии ребят играет библиотека. Библиотечные уроки, различные викторины, конкурсы, праздники, экскурсии в Дом книги, Библиотеку имени Аркадия Гайдара развивали ум, сообразительность ребят и помогали им в освоении учебного материала на уроках.Поколение должно расти здоровым, поэтому спортивное направление – одно из главных в нашей работе. Отличительной особенностью всех спортивных дел в школе-интернате было соединение спорта и творчества, что превращало их в яркие праздники. Именно таким событием и стало участие наших ребят в праздновании, посвященном 85-летию со дня рождения общества «Динамо». Традиционны и очень любимы детьми товарищеские встречи по волейболу, когда соперниками становятся их воспитатели. Здоровый азарт сопровождает все матчи. Таким образом, спортивные мероприятия направлены на укрепление здоровья детей, их физическое и духовное развитие.Быть благодарным умеет не каждый, очень важно развить этот дар в подрастающем поколении. Человек должен быть благодарен за то, что светит солнце, поют птицы, есть рядом с ним родители, старшие друзья, учителя, есть земля, которую можно назвать своей Родиной. Работа в этом направлении шла через военно-патриотическое воспитание. Именно сейчас проблема патриотизма становится ведущей в воспитательном процессе. Только люди, не равнодушные к своей земле и ее истории, способны сохранить нашу страну. Именно сегодняшние дети через несколько лет будут стоять у руля жизни, так как они будущее, и от них будет зависеть судьба России. Девизом всей патриотической работы стали строчки: «Только память время не стирает. Память нас и делает людьми». Экскурсии в школьный музей Героев Советского Союза Хорошевского района, викторины о Великой Отечественной войне, уроки Мужества, митинги показали, что ребята знают об этом суровом времени гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Замечательным является то, что ребята знают о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны. По их письменным рассказам мы начали создавать Книгу памяти, состоящую из сочинений детей.Главным событием дней памяти стала литературно-музыкальная композиция «Последние свидетели» (дети войны). Она состояла из песен о войне, отрывков из пьес, стихов поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны, и наших современников, танцевальных номеров. В ней приняли участие и дети, и взрослые. Воспитательное значение этого мероприятия трудно переоценить: слезы были на глазах не только учителей и воспитателей, но и многих ребят.Неталантливых детей не бывает, а раскрыть этот талант можно через развитие воображения. Еще Эйнштейн говорил, что «воображение важнее знания, потому что знание ограничено, а воображение безгранично». Именно от того, как пойдет раскрытие таланта детей, зависит, насколько интересной будет жизнь в школе. Дети любят творить, играть на сцене, переодеваться в одежду разных героев. Они актеры и лицедеи по своей натуре. Они как будто играют жизнь, примеряя разные ее ипостаси. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», – писал В.А.Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям». В нашем Доброграде талантам открыта широкая дорога. Об этом свидетельствуют результаты городского конкурса «Надежда», где наши ребята неоднократно становились лауреатами. А с каким удовольствием дети ставят спектакли, как они вживаются в роли и на глазах становятся артистами! Работа в этом направлении дала благодатные всходы, подтверждающие ту самую истину, что все дети талантливы.«Человек, не умеющий смеяться, – это только наполовину человек», – гласит японская мудрость. Было много смешных моментов, веселых и озорных: и день приколов, и «Вокруг смеха», и «Школьная юморина». Малыши особенно любят, когда с ними занимаются старшие. Игра «Веселый поезд», проводимая в начальной школе, запомнится надолго. Смех и веселье не имели границ. В таких ситуациях дети остаются самими собой, потому что быть веселым и озорным свойственно каждому ребенку и взрослому.«Все в мире возможно, если этот мир построен на любви», – утверждали классики. Любовь – это очень серьезно, так как она основа будущей семьи, побывать в которой позволяют ролевые игры «Дочки-матери» и «Отцы и дети».Мы увидели, что наша воспитательная система показала свою эффективность. «Семь Я» помогли сформировать теплые семейные отношения не только внутри классных коллективов-семей, но и в самом интернате – Доброграде, потому что было комфортно всем его жителям. Семьи Доброграда, как проводники, способны повести всех дорогою Добра.В. ФАТКУЛЛОВА, учитель школы-интерната №42, заслуженный учитель Российской Федерации
Комментарии