В позднесоветское время сфера начального и среднего профессионального образования превратилась в отдушину для социально неблагополучных подростков. В обществе ее воспринимали не столько как сферу подготовки квалифицированных кадров, сколько в качестве эрзац-образования для неспособных и ленивых, ориентированного на социальные низы.
Однако в последние годы начал формироваться устойчивый спрос экономики на квалифицированных рабочих и квалифицированную рабочую силу в сфере обслуживания, который уже не мог быть удовлетворен за счет старых советских кадров. Сохранялся устойчивый интерес к получению профессии и у самих ребят, которые сознательно, по своей воле, были готовы выбрать для себя после школы рабочую специальность. Необходимо было создать все условия, для того чтобы этот субъективный интерес и объективные потребности общества совпали друг с другом.Новый состав Министерства образования и науки, приступивший к своим обязанностям в 2012 году, практически сразу в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности поставил задачу изменения положения дел в сфере среднего профессионального образования. Необходимо было изменить технологии и содержание обучения рабочим специальностям, привести их в соответствие с современными условиями. Общество XXI века, которое развивается в условиях глобализации, растущего взаимообмена технологиями, интернационализации, изменения под воздействием новых технологий и социально-экономических условий рынка труда и структуры занятости, требовало совершенно нового подхода к подготовке по рабочим специальностям.Основными направлениями в развитии сферы среднего профессионального образования стали, с одной стороны, учет глобальных, общемировых тенденций, с другой – приближение к потребностям конкретного региона, укрепление сотрудничества с бизнес-структурами, сферой производства с целью повышения качества подготовки. В центр системы обучения профессии была поставлена фигура нового, современного рабочего, современного представителя сферы обслуживания. Два эпизода – обсуждение изменений в списке специальностей и результаты участия России в профессиональном конкурсе WorldSkills, ставшие предметом обсуждения общественности в течение 2014 года, – отражают существующие на сегодняшний день трудности, всю противоречивость перестройки процесса обучения рабочим специальностям. Так, недавняя шумиха вокруг проекта сокращения количества специальностей подготовки в системе среднего профессионального образования продемонстрировала не только консерватизм общественного мнения, не желающего считаться с фактом исчезновения потребности в определенных профессиях, но и непонимание назревших изменений в структуре подготовки. Обсуждение изменений в списке подготовки по рабочим специальностям в сфере среднего профессионального образования в очередной раз показало необходимость налаживания механизмов плотного взаимодействия органов, отвечающих за организацию и формирование содержания образования, с общественностью и заинтересованными в подготовке специалистов лицами с целью формирования более гибких и взвешенных решений.Перед техникумами и колледжами стоит целый ряд проблем, от решения которых зависит будущее российской экономики. К числу главных следует отнести техническое переоснащение лабораторий и мастерских, переход к новым технологиям организации образовательного процесса, оптимизацию процесса подготовки, сокращение дистанции между реальным производством и образовательным процессом, переобучение педагогического состава. Среднее профессиональное образование должно становиться все более практико-ориентированным, отходить от его советской парадигмы как класса коррекции в сторону реального освоения специальности. Требуется также расширение круга профориентационных мероприятий в средней школе, для того чтобы студенты приходили в колледжи и техникумы уже мотивированными к получению определенной специальности. Работа в этом направлении определяет дальнейшее развитие сферы среднего специального образования, которое должно обеспечить создание той самой армии высококвалифицированных рабочих, которые обеспечат российской экономике переход к несырьевой модели.
Комментарии