Сегодня запланирована профессиональная переподготовка специалистов психолого-медико-педагогических комиссий образовательных учреждений, в 2012 году подготовят 1350, в 2013 году – 1500, в 2014 году – почти 10 тысяч специалистов, в 2015 – 10800 таких специалистов.
В системе бывшего Минздравсоцразвития РФ работало 11 образовательных учреждений среднего профессионального образования, которые и ныне реализуют образовательные программы для детей-инвалидов. Мы разработали и утвердили специальный образовательный стандарт – медицинский массаж для инвалидов, которые могут теперь получать это образование. Более того, они трудоустраиваются достаточно успешно в учреждения практического здравоохранения. Я считаю, что заканчивать эту работу нельзя. Основная задача сейчас состоит в том, чтобы продолжить поиск путей трудоустройства людей, тех ниш в системе здравоохранения, которые могут быть заняты лицами с ограниченными возможностями здоровья, адаптировать образовательные учреждения к обучению этих специалистов, чтобы создать соответствующий образовательный стандарт и дальше уже проводить обучение.В то же время остается очень важной проблема с профессорско-преподавательским составом в тех образовательных учреждениях, в которых обучают детей-инвалидов. Необходимо постоянное повышение их квалификации. К сожалению, мы отмечаем текучесть кадров в этих учреждениях. Сейчас планируется и в рамках поручения Председателя Правительства Российской Федерации повышение заработной платы в этих учреждениях, но, кроме того, необходимо еще и создавать специальную систему по повышению квалификации преподавателей, а также систему по привлечению молодых преподавателей к работе именно в эти образовательные учреждения.Студенты-инвалиды по зрению и слуху в процессе обучения испытывают, конечно, значительные психосоматические перегрузки, так как аналог восприятия информации ограниченный, поэтому следует рассмотреть вопрос об уменьшении еженедельной нагрузки на студентов и дополнительно вводить адаптационный курс. Нет нормативных документов, регламентирующих материально-техническое обеспечение образовательного процесса при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья, стандартов оборудования рабочего места инвалидов в соответствии требованиями гигиены и охраны труда и возможностями инвалида, студенты, которые имеют большую степень потери зрения, зачастую не владеют техникой письма по Брайлю, поэтому в наших образовательных учреждениях введены специальные курсы, которые позволяют тому человеку, который испытывает с этим сложности, пройти этот курс, естественно, без взимания каких-то денежных средств. Инвалиды по слуху зачастую не подготовлены к восприятию учебного материала с помощью сурдоперевода, так как имеют малый объем знаний жестовой лексики, эта проблема требует комплексного решения.В процессе образования инвалидов многие медицинские колледжи столкнулись с тем, что обучение этой категории лиц нуждается в особых условиях: наличие необходимого сурдотехнического оборудования, обязательного сопровождения учебного процесса сурдопереводчиком, разработки адаптивных методик обучения, привлечение специальных технических средств, в том числе компьютерных обучающих программ. К сожалению, программное лицензионное оборудование достаточно дорогостоящее и требует постоянного обновления. В связи с этим необходима государственная поддержка образовательных учреждений и создание на их базе специализированных центров по подготовке инвалидов.Необходимо создание системы повышения квалификации для педагогических работников образовательных учреждений, в такую программу необходимо включать изучение психологии, особенностей преподавания дисциплин, профессиональных модулей, а также обмен практическим опытом подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья.В медицинские вузы в этом году были приняты инвалиды по зрению и по слуху. Мы их сумели интегрировать в обучение, создать обучение таким образом, что они учатся в общих группах. Процесс участия этих студентов в образовательной деятельности на порядок выше, чем если бы их обучали в специализированных группах. Поэтому эту практику мы, скорее всего, будем продолжать. Но это потребовало от нас и дополнительных расходов, так как в этих образовательных учреждениях пришлось создавать специализированные программы, программы обучения и поставлять специализированное оборудование для решения этих задач.Убежден, что мы сумеем создать те механизмы, по которым обучение специалистов в образовательных учреждениях будет поднято на еще более качественный уровень.
Комментарии