search
main
0

Дорогие мои Димки, Женьки и Наташки!

Что ждет выпускников детдома за его порогом

Для ребят из детского дома выбор профессии во многом определяет дальнейшую жизнь, то, как она сложится. За порогом детского дома им приходится надеяться только на себя. В Рузаевском детском доме сложились свои методы и принципы помощи детям в выборе профессии.

Прежде всего воспитание ребят начинается с убеждения – труд необходим. Именно труд принесет им и материальное благосостояние, и, если он по душе, то и радость. Радует, когда выпускники нашли дело по душе. Несколько наших ребят и девчат после окончания педагогических институтов работают в школах и детских садах.

Они будущие мастера

Некоторые ребята окончили аграрный институт и другие вузы. Но большинство ребят поступают в проф­техучилища и получают рабочие профессии, становятся парикмахерами, поварами, швеями, токарями, плотниками, сварщиками, сантехниками. Ребята старших классов готовы получать те же профессии и учиться в тех же училищах, что и их старшие товарищи, братья или сестры. Правда, приходится слышать нам: «Хочу стать летчиком, милиционером, машинистом поезда» (Рузаевка – большая железнодорожная станция). Хочу, хочу, хочу…

Детский дом – это большая семья. Ребенок в детском доме не сутки, не недели или месяцы, а годы. Для многих это десять, а то и все одиннадцать лет. Это будни и праздники, выходные, каникулы. У нас хорошие мастерские, которые мы отремонтировали вместе шефами, оснастили станками, оборудованием, инструментом. Хозяин каждой мастерской – мастер своего дела, учитель, наставник, он предлагает каждому, хочешь научиться тому, что умею, давай я помогу. Ну а дети задают столько вопросов…

Одни ребята делают выбор профессии сразу, другие успешно осваивают не одну, а несколько профессий. Но есть и такие, кто выбирает-выбирает и выбрать не может. Может, нет его профессии у нас или выбор произойдет позднее. Но зато он видит: друг Димка научился токарному делу, а ловкий и сноровистый Женя научился работать на всех станках, которые есть в мастерских, со слов Геннадия Ивановича, уже может работать и на заводе.

У девочек в мастерских намного веселее, там варится, печется, готовится вкусное, запахи ароматные разносятся по всей округе. В конце дня все это богатство сообща съедается, зачастую с музыкой и песнями. В мастерской, где шьются, вышиваются, отпариваются утюгом уже сшитые вещи, мастерицы стараются вовсю. К их услугам современные швейные машины, различные ткани – бязь, ситец, фланель.

Здесь формируются вкус к одежде, умение украшать свой быт. В комнатах шторы, как в модных журналах. Это постарались наши юные швеи. А в мастерской парикмахерского дела нет предела фантазии юных умелиц в поиске оригинальных, стильных причесок. Все бывает, конечно. Порой мастеру приходится поправлять неудавшиеся изыски, да так искусно, что все удивляются, как ему это удалось. Главное – что в ходе всех поисков и проб у девушек формируются вкус к красоте, умения и навыки, нужные в парикмахерском деле.

Во всех мастерских мастера и подмастерья трудятся всегда рядом. За всю свою директорскую практику не было ни одного дня, чтобы я не побывал в мастерских. Однажды во время обхода подходит ко мне наш непоседа Димка и выдает: «Мы заметили, что вы ходите от станка к станку, чтобы мы не видели и улыбаетесь. Чему улыбаетесь?» Дорогой мой Димка, я готов смеяться во весь голос от радости, когда вижу, как многое вы умеете.

Никоим образом не хочу убаюкать читателя, что у нас все хорошо. В семье бывает всякое, а в такой, где детей более двухсот, учителей, воспитателей, технических работников с разными характерами и привычками более ста, бывает и было всякое. Но все можно преодолеть ради нашего общего дела – обучения и воспитания детей, подготовке их к жизни, что ждет за порогом детского дома.

Хочу рассказать об организации производительного труда. В 14‑15 лет воспитанник имеет право работать не более 12 часов в неделю, решение о работе принимает с согласия родителей или опекуна. Когда ему исполняется 16 лет, он может работать 17,5 часа в неделю. Решение о приеме на работу принимает сам, пишет заявление, проходит медицинскую комиссию, сдает экзамен по технике безопасности. Он знает время начала работы, окончания работы, знает свое рабочее место, следит за его чистотой места.

Получает рабочее задание, вместе с наставником разбирает его, определяет, как это нужно делать. Ведется табель рабочего времени, на каждого из детей заведена трудовая книжка, сберегательная книжка, присвоен ИНН. Представьте, как мы ждали окончания месяца, нам верилось и не верилось, что мы будем получать за работу деньги. Потом привыкли, работа стала нормой, мы исполнили задуманное.

Социально-партнерские отношения с шефами позволили ребятам работать постоянно. Очень повезло с Рузаевским центром занятости, где директор – наш добрый партнер Людмила Николаевна Сундукова. Оперативно и умело была решена задача привлечения старшеклас­сников к трудовой деятельности на базе нашего детского дома. Рассказывая о трудовых делах Рузаевского детского дома, я уверен, что где-то делается также, а может, значительно лучше. Я хочу привлечь внимание к нашему опыту.

Во многом все нам удалось благодаря замечательным мастерам-наставникам. Татьяна Алексеевна – повар, кондитер, швея. Сергей Владимирович – мастер по ковке металла. Михаил Иванович – умелый плотник, столяр. Супруги Дмитрий и Надежда – мастера парикмахерского дела. Геннадий Иванович – ас токарного дела. Он пришел к нам с завода, где проработал много лет. Мастер на все руки – умеет пилить, строгать, сверлить, точить, а еще он умелый фотограф и заядлый рыбак. Может найти общий язык с каждым воспитанником. При том что он немногословен, нетороплив, ребята готовы за ним бежать куда скажет, сделать то, что попросит.

Опытный токарь убежден, наши старшеклас­сники знают токарное дело на уровне ребят, окончивших ПТУ. В этом же уверены и мастера других специальностей. Мы могли бы готовить в детском доме парикмахеров, швей, поваров, токарей, могли бы стать филиалом профильного учебного учреждения, имеющего лицензию и аккредитацию на данный вид деятельности. Смею предположить, что и в теории и практике при освоении четырех профессий наши ребята не подкачают.

А теперь о наболевшем. Преподаватели, воспитатели детских домов и чиновники, отвечающие за детские дома, в один голос говорят, что самое сложное время для наших подопечных – это учеба в училище. Первокурсник училища остается один на один со своими проблемами.

Как распорядиться свободным временем и денежными средствами? Как строить отношения с теми ребятами, кто учится на втором и третьем курсах? Как избежать множества соблазнов, искушений взрослой жизни? Думаю, что стоит наших выпускников еще на год-два оставлять в детском доме.

С большей вероятностью при нашей постоянной опеке и заботе мы сохраним их. Денежных средств на пребывание юношей и девушек в детском доме удет потрачено не больше, чем в училище. При таком раскладе нашему выпускнику будет не 16 или 17 лет, а уже18 или 19, и он от нас пойдет не в училище, а сразу на завод, на предприятие, на работу. А здесь хорошо бы установить еще и наставничество.

Можно упрекнуть меня, мол, размечтался, строю иллюзии. Но я беспокоюсь о судьбах наших воспитанников, мы научились готовить их не только к выбору профессии. Только им надо помочь не сбиться в пути. Или я не прав?

Александр ФЕДОТОВ, Рузаевка, Республика Мордовия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте