search
main
0

Дорогая Наталья Сергеевна… Или этот беспокойный 2-й «А»

Со всех окрестных крыш слетаются синицы и воробьи к омской школе №47 с углубленным изучением предметов. Беспокойный 2-й «А» еще зимой развесил кормушки на аллее. Птицы прижились и никак не хотят улетать со школьного двора.

Зимой второклашки участвовали в региональной экологической акции «Покормите птиц зимой!», инициированной Хакасским государственным заповедником. Причем совсем не так, как взрослые. В Кемерове, например, акцию поддержали сотрудники областного Департамента по охране объектов животного мира, для чего заказали некоей фирме изготовить огромное количество кормушек, а также закупили 10 тонн зерна.

В Омске первыми, конечно, отозвались учителя – информация была размещена на сайте городского Департамента образования. И разумеется, 2-й «А» – класс средней школы №47 с углубленным изучением предметов под руководством своей классной Натальи Игнатович. В отличие от кемеровских чиновников дети мастерили кормушки сами – в ход пошли коробки из-под обуви, молока, соков и даже из-под тортов. Каждый день после уроков ребята выходят кормить своих подопечных. Давно уже тепло, но воробьи и синички привыкли столоваться рядом со школой.

На классном часе, просмотрев презентацию, сделанную по итогам акции, дети с восторгом рассказывали мне, гостье, как здорово приручать птиц. Наталья Сергеевна нечаянно вспомнила, как к ней на балкон залетел попугай. Немедленно выяснилось, что попугаи залетали ко всем без исключения! И тут обнаружилось, что каждый второклассник уже когда-то обогрел не только брошенного котенка, но и медвежонка, и бельчонка, и лосенка… Хорошо, о крокодилах речь не зашла!

– Фантазеры они, конечно. Но ведь это замечательно: сначала они «нарисуют» будущее, а потом претворят его в реальность.

– И они вас никогда не раздражают? – поинтересовалась я.

– Пятнадцать лет назад, после педучилища, я совсем иначе к детям относилась. Двойки ставила немилосердно. Психологию мы ведь очень поверхностно проходили. И я считала – вот есть ребенок, он обязан хорошо учиться, а что там у него на душе творится, не задумывалась. До сих пор стыдно. Двойки, конечно, ставлю и теперь. Но очень редко. Мне повезло с классом. Они у меня разные. Бывает, капризные. Но ведь маленькие, и им трудно. Ленятся иной раз, но от меня зависит, захочется ли им учиться. Может, кто-то и мечтает, чтобы в классе была гробовая тишина. А мне мои непоседы, шалуны и фантазеры нравятся.

Наталье Сергеевне всегда везет с классом. Наверное, потому, что она принимает малышей такими, какие есть, а дети в ответ растут – во всех смыслах – вместе с учительницей. Нынешние шестиклассники – первый выпуск Игнатович в 47-й школе – до сих пор на каждой переменке прибегают к ней: поболтать, посмотреть, просто погреться в тепле ее души. И со 2-м «А» они нашли друг друга – 28 «живчиков» и учительница, которой тоже скучно сидеть на одном месте. Игнатович – победитель городского этапа конкурса «Учитель года-2009», лауреат муниципального конкурса педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы, и это лишь малая толика побед из ее послужного списка. Впрочем, не победы главное, а участие – это ее второклашки уже назубок знают. Вместе они все время что-то придумывают, сочиняют, мастерят – то невероятный арбуз из пластилина, то сумочки из бумаги для мам, то кукольный домик из всех подручных средств. Техника оригами – уже прошедшее время, они предпочитают постоянно осваивать новенькое: квиллинг, декупаж, торцевание. Правда, интересным все становится после того, как Наталья Сергеевна, отыскав в Интернете очередное состязание или ноу-хау, изучит его досконально, опробует сама и потом «зажжет» ребят. Педагогический институт она окончила заочно на пятерки, но знаний ей все время мало. Только за первое полугодие успела уже поучиться на нескольких курсах по повышению педагогического мастерства – дистанционных, заочных и очных. А по вечерам, когда уже тетрадки проверены и дочка спит, она перечитывает Достоевского.

Из школы Наталья Сергеевна уходит поздно – тут у нее всегда есть дела. Ей действительно нравится быть вместе со своими ребятами – лазать ли по сугробам, фотографируя птиц, пить ли чай в библиотеке, мастерить ли пирожное на кондитерской фабрике, маршировать ли, разучивая «Нас ждет огонь смертельный». Школа – это настоящая жизнь, по ее мнению.

Впрочем, есть у Игнатович еще одно любимое «место». До сих пор благодарна заместителю директора по науке 47-й школы Татьяне Викторовне Христовской, которая приобщила ее к Всемирной паутине. В конце 90-х, когда Наталья Сергеевна после метаний по учебным заведениям в поисках своего места попала в 47-ю школу, Татьяна Викторовна вместе с ней сидела за компьютером, помогая сделать первый проект. Впрочем, ученицей Игнатович оказалась способной, а главное, самостоятельной – пока не разобралась и в ПК, и в проектной технологии, не успокоилась. Больше всего привлекло ее в проектах то, что ребенок с их помощью превращается из ученика, вовлекаемого в деятельность, в человека умеющего, а потому увлеченного. Активное внедрение метода проектов в практику Наталья Сергеевна начала с нынешними шестиклассниками, когда они тоже были 2-м «А». Теперь она признанный авторитет в этом деле – по результатам своей работы создала электронное пособие для учителей начальных классов, где собраны презентации к урокам литературного чтения, информатики, окружающего мира, технологии.

– Для начала нужна идея, – рассказывает педагог. – Она должна быть значимой в исследовательском, творческом плане. Тему проекта надо сформулировать естественным для детей языком. Для этого рассказываю сказку, притчу, организую просмотр видеосюжета. Затем тщательно разрабатываю этапы проведения, описываю, какие ожидаются результаты. Они должны быть материальны и иметь практическую и познавательную значимость – это важно!

В прошлом году для своих первоклассников, совсем тогда не похожих на коллектив, Наталья Сергеевна провела праздник открытых дверей. Нарядные мамы, папы, бабушки и дедушки, собираясь вместе со своими малышами в школу, не совсем поняли, зачем же нужно брать на мероприятие клей и ножницы. Оказалось, дружно клеить панно из цветной бумаги – это праздник! Шестьдесят человек, творя полотно, на котором постепенно распускались цветы, за два часа стали такими хорошими знакомыми, что никак не хотели расставаться. Тут же провели неформальное родительское собрание – что каждый может сделать для класса. А ведь поначалу, чего греха таить, многие мамы и папы считали, что не только обучение, но и воспитание их собственных детей дело исключительно школьное. С помощью учительницы родители начинают лучше относиться к своим чадам, которых, казалось бы, должны знать досконально. Один не может высидеть целый урок спокойно, но за что же его наказывать? Характер такой, а парень золотой – добрый, всем на помощь бросается. Другой, наоборот, отличник, но чуть что не так – в слезы, в истерику. Надо помочь ребенку – не ругать, а лучше врачу показать, у потенциальных гениев часто бывают нервы не в порядке.

– Как же так? – удивляюсь я. – Разве можно всех любить?

– А за что можно не любить ребенка? – в свою очередь удивилась учительница.

В ее крошечной 13-метровой квартирке, где они живут, точнее ночуют, вдвоем с дочкой-одиннадцатиклассницей, тоже очень занятым человеком, есть специальный стеллаж для детских «подношений». Дарят ей не конфеты и вазы, а аппликации и рисунки, подписанные корявым почерком: «Дорогой Наталье Сергеевне…». А к вещам она равнодушна. «Мэрскую» премию в 100 тысяч рублей отложила, заранее распределив на учебу – дочке и себе.

– Мне главное, чтобы все хорошо было у дочери и у моих ребят. Знаю, по правилам психологии надо в первую очередь думать о себе. Только не получается почему-то.

Наталья Сергеевна Игнатович со своим «батальоном». Фото Натальи ЯКОВЛЕВОЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте